Возраст рисунков на ней предварительно совпадает с датировкой всемирно известных изображений бизонов в пещерах Альтамиры. Они в два раза старше пирамиды Хеопса и в три раза древнее Стоунхенджа. На одной из плоскостей писаницы ученые нашли доказательство того, что в Приамурье когда-то водились носороги.

Случайная находка

Наскальных рисунков в Приамурье немало, особенно на севере. Однако памятников, подобных тому, который удалось найти экспедиции кафедры религиоведения Амурского госуниверситета, во всей России по пальцам можно пересчитать. На основании предварительного анализа собранного материала ученые относят памятник к эпохе неолита. Более точную дату предстоит установить в дальнейшем, основываясь на данных радиоуглеродного анализа.

На поиски петроглифов ученые-религиоведы засобирались еще весной, когда руководитель Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области Николай Зайцев поделился с заведующим кафедрой религиоведения АмГУ Андреем Забияко любопытной информацией, услышанной им в Сковородинском районе. Якобы неподалеку от поселка Ерофей Павлович находится неизвестная доселе скала с петроглифами. О ее существовании Николай Николаевич услышал от главы поселка Владимира Бархатова, которому в свою очередь о писанице рассказал коренной житель поселка Андрей Рагозин.

- Андрей Юрьевич сам интересуется подобными вещами. О памятнике он услышал еще от дедушки, который рассказывал, что эвенки ходили к этой скале молиться. Во многом благодаря его эрудиции этот памятник и стал известен науке, - рассказывает доктор философских наук, заведующий кафедрой религиоведения АмГУ Андрей Забияко.

В конце июля религиоведы, завершив сезон раскопок у памятника Калиновка в Магдагачинском районе, отправились в новую этнографическую экспедицию. В Ерофее Павловиче, встретившись с Андреем Рагозиным, ученые отправились к писанице.

Столб с рисунками

Скальной останец с петроглифами расположился среди леса в нескольких десятках метров от лесовозной дороги, в тридцати километрах от поселка Ерофей Павлович. Подойдя ближе, ученые обнаружили, что высокий, почти десятиметровый прямоугольный столб исписан множеством рисунков, выполненных природной краской - охрой. Основная полоса изображений шла на высоте около двух с половиной метров над землей.

Даже первый взгляд на памятник позволил сделать выводы о его уникальности. Рисунки такого уровня и степени сохранности в последний раз находили около сорока лет назад во время экспедиций известного этнографа Анатолия Мазина.

- То, что это наскальные рисунки, а не потеки охры совершенно очевидно, - уверен доцент кафедры религиоведения АмГУ, депутат амурского парламента Роман Кобызов. - Изображения стилистически однородны и похожи. На скале ясно различимы рисунки человека, геометрические фигуры, линии и стрелки. Есть солярный знак - изображение солнца прекрасной сохранности и некоторые непонятные фигуры. Вероятно, это какие-либо мифологические персонажи, духи, демонические существа. И главное, на писанице присутствует совершенно ясное изображение носорога, которое позволяет сказать, что этот рисунок вообще один из древнейших на всем Дальнем Востоке и в Забайкалье.

Аналогичный образ есть в нескольких сотнях километров к западу от амурской писаницы, в Забайкальском крае, на реке Бырке. Тот памятник ученые датировали поздним палеолитом (это примерно около 10 тысяч лет до н. э.). Однако в Приамурье процесс развития культуры шел быстрее, чем у соседей, и в то время, когда в Забайкалье был палеолит, на территории современной Амурской области началась неолитическая эпоха.

- Это огромная удача найти такой комплекс, где есть рисунки и археологический материал, нетронутым и доступным для исследований, - признается Андрей Забияко. - Он находится в первозданной сохранности, каким его наблюдали тунгусы сто лет назад и каким его видел древний человек. Памятник никоим образом не пострадал, на нем не добавили записей. Это особенно поразительно в связи с тем, что скала расположена в непосредственной близости от людей. Поэтому сейчас очень важно, чтобы его целостность не разрушили подрисовками и не стали уничтожать изображения.

Передовые в древности

На основании типологии петроглифов, предварительного анализа материала из шурфов и изучения аналогичных памятников ученые предполагают, что возраст писаницы больше 10 тысяч лет. Это намного раньше, чем появился Стоунхендж или египетские пирамиды. По меркам Приамурья 10 тысяч лет - немного: в свое время ученые обнаруживали у нас орудия труда возрастом около 250 тысяч лет. Однако уникальность памятника налицо. Пока на Дальнем Востоке и в Забайкалье найден только один подобный объект - уже упоминавшийся памятник на Быркинских скалах.

- В археологическом отношении наш край уникальный. Многие не знают, что десять тысяч лет назад у нас не медведь здесь бездарно тайгу топтал, а напротив, шел активный творческий процесс. Приамурье было во многих отношениях передовым регионом, который по темпам развития обгонял большинство территорий Забайкалья и Восточной Сибири. Технологии, которые были разработаны здесь, в дальнейшем распространились вплоть до территории Японии и Аляски. Это подтверждается археологическими изысканиями, - рассказывают религиоведы. - Совершенно очевидно, что сам процесс развития культуры не ограничивался рамками только материальной культуры. По-видимому, здесь происходил поиск более развитых форм духовной жизни, связанных с новыми религиозными идеями и новыми формами искусства.

Сейчас перед учеными стоит задача не просто дать точную датировку и описать памятник, но понять, каким образом он был связан с жизнью людей. Это совершенно новый этап исследований, выход на который стал возможен только сейчас.

- Мы хотим выяснить, как этот памятник функционировал в комплексе, восстановить устройство материальной и духовной жизни этих людей, - делится планами Роман Кобызов. - В частности, на каком удалении от него находились поселения, какие действия люди производили у писаницы.

Возможно, где-то неподалеку от нее находилось некое временное жилище, место обитания шамана. Обычные люди в таких местах не жили, более того, они их боялись и ходили туда только по необходимости.

Здесь нет сокровищ

В ближайшие годы исследователи намерены получить «открытый лист» - документ, позволяющий проводить у памятника археологические изыскания и начать стационарные раскопки. Единственное, чего боятся ученые, - вандалов. Изменения климата рисункам не страшны. Если время на протяжении тысяч лет их сохраняло, то опасности, что памятник исчезнет через пару лет из-за влияния климата, нет, - уверены они. А вот опасения, что памятник может пострадать от рук человека, весьма велики.

- Если в Архаринском районе в 70 километрах от ближайшего села люди умудряются закрашивать петроглифы эмалью и делать поверх них гравировки, то здесь в непосредственной близости от человека эта опасность в разы больше, - замечает профессор Андрей Забияко.

Искать золото или драгоценности под писаницей не стоит, делятся секретами религиоведы. За все годы археологических изысканий на территории Приамурья единственным ценным предметом, найденным на раскопе, была маленькая золотая сережка. Камень и железо в древности ценились гораздо больше, чем мягкое золото. У писаниц единственное, что могут обнаружить счастливчики, - это наконечники стрел или старые свинцовые пули. Однако продать их вряд ли удастся.

- То, что ценно для нас, для обывателя никакой ценности не представляет, - рассказывает Андрей Забияко. - Человек даже не поймет, что он нашел, и не станет доставать это из глины или песка, а просто отбросит. Того же, что ему может быть интересно, он никогда не найдет. По крайней мере - на таких памятниках. Но мысль, что где-то зарыто сокровище, почему-то бередит сознание людей.

Кстати

Писаницы находят по всей области

Сейчас системными исследованиями петроглифов занимаются лишь сотрудники кафедры религиоведения АмГУ и ее выпускники, работающие в центре по сохранению историко-культурного наследия Амурской области. Раньше над этой темой плотно работал и новосибирский ученый Анатолий Мазин, недавно ушедший из жизни. Наскальные рисунки были одним из его «коньков» - в 60 - 70-х годах Анатолий Иванович провел много лет в экспедициях по северу области в поисках петроглифов.

С тех пор как программа новосибирского института была закончена, поиском и изучением писаниц до недавнего времени никто не занимался. Однако около семи лет назад за эту тему взялись ученые-религиоведы из Амурского госуниверситета. За это время им удалось обнаружить несколько значимых памятников традиционного искусства Приамурья как на севере, так и на юге области.

Возрастная категория материалов: 18+