Ведь первый учебный год для вчерашнего детсадовца - большое испытание. Здесь столько нюансов, которые могут испортить не только ваши отношения с сыном или дочерью, но и отбить у детей всякую охоту получать знания и общаться со сверстниками. * * * Что нужно 1. Приучать первоклассника к определенному режиму - к более раннему подъему и сну. Если ребенок привык всегда в разное время ложиться спать (то в 9 часов, то в 11, засидевшись за компьютером), то уроки, которые начинаются в восемь, станут для него серьезным стрессом. Поэтому август нужно посвятить тому, чтобы потихоньку подготовить ребенка ложиться и вставать раньше. 2. Учить планировать свой день, чтобы все успеть сделать. Доброжелательно предложите ребенку: «Давай подумаем, чем мы сегодня будем заниматься». Определитесь со временем и придерживайтесь его в течение дня: погуляйте в парке, сходите в магазин (можно что-нибудь купить к школе) и т. д. 3. Подготовить для первоклассника рабочее место. Оно должно быть удобным, светлым и красивым. Письменный стол и стул должны соответствовать росту ребенка, чтобы он не нагибался и не сутулился. Готовя место, ненавязчиво укажите, что здесь всегда должен быть порядок и каждая вещь должна лежать на своем месте. Рядом со столом может сидеть любимая игрушка. В первом классе это допустимо, ведь детство еще продолжается. Этот момент можно обыграть: «Это твой талисманчик, который будет помогать тебе делать уроки». 4. Приучать носить школьный портфель. В первую очередь это нужно для здоровья первоклассника. Поэтому дома можно потренироваться - пусть ребенок самостоятельно складывает туда книги и тетради и сам пробует надеть ранец на плечи. 5. Играть в школу. Пофантазировать несложно: сначала ребенок - ученик, потом меняетесь ролями. Если малыш начнет вредничать, можно заметить, что в школе так не делают. На уроках все ведут себя спокойно. 6. Говорить только доброе о школе, учителях и школьных порядках. Следует быть тактичным. Ни в коем случае не говорить, что учительница вам не нравится, и вообще она «какая-то не такая». Наоборот, объяснить ребенку, что педагог может дать ему столько знаний - за этим он, собственно, и ходит на занятия. Посоветовать слушать внимательно ее, а если что-то непонятно, то переспрашивать. И все это говорить с чувством достоинства. 7. Учить избегать конфликтов - ни драться, ни кричать, быть доброжелательным и вежливым. Это очень важно, поскольку есть ребята, которые сразу пытаются ставить себя лидерами: «я сказал», «я кого-то стукнул». Нужно объяснить ребенку, что иногда на силу может найтись другая сила. И еще неизвестно, кто за кого вступится. Также следует заострить внимание на том, что перемены сделаны для отдыха и игр, а не для того, чтобы драться. 8. Говорить вечером о том, как прошел день. В семье не должно быть так, чтобы каждый жил своей жизнью. Следует интересоваться делами ребенка, но делать это как бы между делом. 9. Обеспечить ребенку хорошее питание, богатое витаминами. Об этом можно посоветоваться с педиатром. А чтобы ребенок кушал с удовольствием, можно заметить: «Вот ты будешь учиться, а для памяти нужно обязательно есть орехи, яблочки, пить чай с лимоном», и т. д. 10. Создать в семье доброжелательный микроклимат. Поменьше крика и авторитарного стиля воспитания: «Делай! Иди!» и т. д. Утро должно быть спокойным, без нервотрепки, чтобы ребенок шел в школу радостный и спокойный. Ведь и у него тоже начался новый рабочий день. Поэтому родители должны готовить себя к этому. Перед выходом на улицу можно пригласить малыша посмотреться в зеркало: «Какой ты у меня симпатичный, какой аккуратный!» Добрые слова может найти каждый родитель. * * * Что недопустимо 1. Критиковать школу. Если говорить о школе только негатив (мол, там сплошной бардак!), она никогда не станет для ребенка вторым домом. Он запросто будет нарушать дисциплину: она ж все равно плохая! 2. Учить ребенка отвечать обидчику тем же. «Не терпи, когда тебя обидят, давай по шее!» - это приведет к повышенной агрессивности. Ребенок так и не научится решать проблемы мирным путем. 3. Говорить, что «школа его исправит». Мол, школа научит, как вести себя, а то ты совсем хулиганом стал, - так к ребенку обращаться не нужно. Должно быть гармоничное воспитание - в семье и в школе. Но мама должна интересоваться, как учится ее дитя. Классные собрания проводятся раз в четверть, но если есть необходимость (например, тревожит поведение ребенка), может прийти в школу в любой момент или позвонить учителю. Ведь педагог никогда не откажет, если родители попросят с ним встретиться. 4. Жестоко наказывать из-за «двойки». «Все деньги на тебя потратила, чтобы собрать в школу, попробуй-ка только «двойку» принеси!» Без «двоек» даже гении не учатся, а ведь каждый ребенок - личность неповторимая, индивидуальная. Хотя в первом классе оценки не ставят, «двойками» ребенка запугивать не надо, как и упрекать в неблагодарности. Ведь у малыша сразу может не получиться. А родители, запугивая, заставляют ребенка лгать, изворачиваться. 5. Запрещать ребенку приглашать домой друзей. Ребенок должен расти общительным, он должен чувствовать поддержку друзей. Мне, как психологу, часто приходится видеть ребят-изгоев - одиноких, замкнутых в себе. У них очень тяжелое положение, в классе над ними смеются: ты такой-сякой. А начиналось все с мамы: «Ой, опять пришли?! Идите-идите, вы мне мешаете». С другой стороны, зная друзей сына или дочери, родители больше узнают и о своем ребенке. Бывают случаи, что ребенку 12 лет, а он дружит с ребятишками 5 - 7 лет. Это говорит о том, что он хочет чувствовать себя лидером. А вот со своими одногодками ребенок не может себя реализовать. 6. Отмахиваться от ребенка. «Пойдешь в школу, хоть отдохну от тебя!» Ребенок должен чувствовать, что его любят, что он нужен своей семье. 7. Оставлять первоклассника наедине со своими проблемами. «Не вздумай мне жаловаться - со своими делами в школе разбирайся сам!». Нет, родитель должен быть старшим другом своему ребенку. Не обязательно диктовать свою волю, но помочь сыну или дочери в какой-то трудной жизненной ситуации необходимо. Если ребенок будет молчать, родители могут упустить из виду важный, тревожный момент в его жизни. 8. Лишать его рабочего места. «Уроки будешь делать на кухне, нет денег стол тебе покупать!» Это может вызвать чувство неполноценности. Другие дети приходят в школу и хвалятся, какая у них комната, мебель и техника, а он по сравнению с ними будет чувствовать себя буквально на грани нищеты. Это сильно угнетает и в конце концов даже может вызвать повышенную раздражительность. 9. Подсчитывать затраты на школу. «Сколько денег надо - то на ремонт, то училке на подарок!» Это опять же может вызвать негативное отношение к школе. 10. Говорить, что он теперь самостоятельный. «Теперь ты взрослый, все делай сам!» Каким бы «взрослым» ни был ребенок, он всегда должен чувствовать в родителях поддержку и заботу. Это и есть - хороший микроклимат в семье.

Возрастная категория материалов: 18+