За какие такие «грехи» бывший главный федеральный инспектор по Амурской области попал под прицел прокурорского ока? Это постарались выяснить корреспонденты «АП». Свобода дороже кресла - Причиной внимания правоохранительных органов к моей персоне стали не «мои грехи», как вы выразились. Меня вызывали по делу экс-губернатора области Леонида Короткова. Для проведения следственных действий в Благовещенск из Хабаровска приезжал следователь следственного отдела Следственного комитета при прокуратуре РФ по ДФО. Я давал показания по футбольному клубу «Амур». И это уже даже не смешно, - прокомментировал Валерий Вощевоз. - Чем вызван ваш сарказм? - Я задал следователю вопрос: «Назовите хотя бы один факт, что Коротков взял оттуда себе хоть копейку?» Такая система существовала по всей России. «Амур-энергия», «СКА-энергия», «Луч-энергия» - список можно продолжить. Многие спортивные клубы существовали, как говорится, с энергетического колеса: расходы были забиты в тариф. Губернатор Коротков - не исключение, он был в системе государственной власти. Коль правила игры такие были по всей России, тогда всех хором и «садите». Но почему-то только губернатор Приамурья должен отвечать за это перед законом. У нас закон работает избирательно, а этого быть не должно. Это первое. И второе: де юре за тариф отвечает и утверждает его региональная энергетическая комиссия. Она несет за все юридическую ответственность. По логике вещей нужно привлекать к уголовной ответственности членов РЭК. Но почему-то правоохранительные органы интересует только губернатор. Очевидно, что это политический заказ. Наше российское законодательство, к сожалению, несовершенно. Та система власти, которая была ранее, неплатежи, которые шли годами, заложили мину замедленного действия. К примеру, когда вступили в силу пресловутые 131-й и 122-й федеральные законы, главы сельских поселений вскоре начали писать заявления об увольнении. - Почему? - Наделили порядка 30 полномочиями, но глава не может исполнить и половину из них - нет финансирования. А прокуратура шлет предостережения, как положено. И достойные люди, которых выбрал народ, стали уходить, потому что реально боялись уголовной ответственности. Так прямо и говорили: «Садите кого угодно в это кресло, а мне свобода дороже». Приходилось использовать какие-то административные рычаги, работать с силовыми структурами. Понятно, что закон надо соблюдать, но как исполнять полномочия без денег, этого закон не прописал. - Существует механизм передачи полномочий на региональный уровень... - Но это выхолащивает саму систему органов местного самоуправления. Власть опять удаляется от человека и не решает его проблемы. Надо грамотно разобраться: где есть состав преступления - воровство, схема увода бюджетных денег, а где есть объективные предпосылки, вынуждающие идти на какие-то нарушения из-за несовершенства нашего законодательства. И это очень сильно ощущают на себе, прежде всего, органы местного самоуправления и органы государственной власти. Преступление одно - наказание разное - Одним из факторов, обеспечивающих развитие и рост российской экономики, является стабильная законодательная база. Президент России неоднократно в своих ежегодных посланиях говорил о необходимости реформирования судебной системы. В частности, Владимир Путин приводил такой пример: в России в СИЗО находится около миллиона человек, причем некоторых содержат в следственном изоляторе, хотя по вменяемым статьям им, скорее всего, не грозит реальный срок. Нередко в судебной практике бывает, что суд присуждает штраф, а человек уже к тому времени полгода отсидел за решеткой. Получается, зря отсидел. Мало того, еще и казне нанесен материальный ущерб. На это тратятся бюджетные деньги, и немалые - человека надо охранять, содержать, кормить. А это все деньги налогоплательщиков. У нас суды разной юрисдикции за одни и те же преступления выносят разные наказания. Причем совершенно противоположные. Еще в 2002 году Президент РФ в своем послании подчеркивал: «Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди только ожесточаются. Между тем уже по действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные меры наказания. Однако этой возможностью они пользуются редко. Считаю, что применение наказания, не связанное с лишением свободы, там, где это обосновано, должно стать широкой судебной практикой». Из послания следует: главная цель судебной реформы - не спрятать человека «за решетку». Это не относится к убийцам, насильникам - тех, кто социально опасен для окружающих, надо изолировать от общества. А если же человек нанес ущерб государству, частной компании или конкретному человеку, то задача, прежде всего, восстановить этот ущерб. Послание президента не заканчивается годом, когда оно было озвучено. Оно нацелено на перспективу. И заданные цели пока не поменялись. Между тем наша Амурская область сегодня может стать яркой иллюстрацией как раз несовершенства судебной системы и того, что у нас не прислушиваются к словам Президента России. Методы действия наших силовых правоохранительных органов, работы суда порождают много вопросов. - Вы имеете в виду арест Рамиля Тураева? - И это тоже. Рамиль Тураев уже больше трех месяцев находится под следствием. Рождается вопрос: насколько экс-министр здравоохранения Амурской области социально опасен для общества, если его все это время содержат «за решеткой»? В соответствии с действующим законодательством этот человек должен понести наказание. Но необходимо ли до решения суда содержать его в изоляторе, тратить на это большие деньги, которые можно было бы направить на другие цели? Живем «по заказу» - В Амурской области сложилась нездоровая политическая ситуация. Надо думать об уборке урожая, готовиться к зиме. У каждого чиновника есть функциональные обязанности. Но сегодня многие боятся принимать серьезные решения, брать на себя ответственность. Чиновник уже смотрит: куда бежать советоваться - в прокуратуру, милицию, а может, в ФСБ? Многие озабочены в первую очередь тем, какое решение принять, чтобы тебя потом за это не посадили. Против одного высокопоставленного чиновника возбудили уголовное дело, против второго, третьего... Кто следующий? Идет постоянное информационное нагнетание, а это не на пользу нашему региону. Складывается впечатление нездорового пиара, что идет политический заказ каких-то влиятельных сил или же тех, кто обладает огромными финансовыми средствами. В федеральные СМИ без денег или заказа не попадешь. - Валерий Васильевич, кому, на ваш взгляд, это выгодно? - Одни считают, якобы в политических скандалах заинтересован мэр Благовещенска, другие в чем-то обвиняют финансово-промышленные группы. Но кто бы за этим ни стоял, кто бы в этом ни участвовал, должны понимать, что в результате будет страдать население области. Все политические и антикоррупционные скандалы, уголовные дела в отношении чиновников, которые наши СМИ всячески раздувают, оказали Амурской области в целом медвежью услугу. Я, как человек, работавший в прошлом в органах государственной власти, скажу: в Москве на это обращают очень серьезное внимание, когда решается вопрос о выделении дотаций из федерального бюджета, о софинансировании каких-то программ. - Приамурью уже отказывали по этой причине в финансировании? - Знаю, что такие случаи были. Конкретные примеры должны привести чиновники. Но они, скорее всего, промолчат из-за общей нездоровой ситуации. Потому что боятся в очередной раз попасть под прицел наших правоохранительных органов. Недавно, рассуждая на эту тему, один из крупных местных политиков в своем комментарии все стрелки перевел на губернатора Колесова. Да, Колесов всего год в Амурской области! А финансирование программ по сравнению с другими регионами, например, с тем же соседним Хабаровским краем, у нас стабильно низкое на протяжении многих лет. Потому что у нас постоянно идет какая-то политическая борьба. Это было еще и при Белоногове, и при Короткове. Неустойчивость власти, прошу прощения за такое сравнение - вся эта чехарда с губернаторами, ажиотаж в прессе дают повод федеральной власти, скажем, ограничить финансовую поддержку региона. Безусловно, финансовые возможности нашего вхождения в федеральные программы и эффективность работы всего правительства Амурской области из-за всего этого резко ограничены. И винить во всем только Колесова нельзя. К примеру, по тем социальным вопросам, которые поставили перед губернатором Колесовым и министром здравоохранения Тураевым ветеранские общественные организации, мы нашли взаимопонимание и поддержку. - В чем конкретно? - Сейчас с одобрения губернатора разрабатывается «Программа социальной поддержки ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий на 2009 - 2011 годы». Конечно, на ее реализацию выделены не очень большие деньги, но мы не можем угнаться за Москвой, регионами-донорами. Все же это шаг вперед. Впервые за многие годы исполнительная власть обратила более пристальное внимание на ветеранов. Ведь это та категория, которая за все уже заплатила по полной программе - ценой своей жизни и здоровья. Если говорить конкретно о нашей категории, нам наконец-то выделили койко-места в реабилитационном центре для оздоровления ветеранов боевых действий. Сегодня Тураеву можно и это инкриминировать, потому что он в чем-то, возможно, превысил свои полномочия. Но пока мы примем на местном уровне все законодательные акты (чем вплотную занимаемся), для кого-то из ветеранов будет уже поздно. Хотелось, чтобы наши правоохранительные органы, судебная власть, прежде чем закрыть человека в СИЗО, учитывали степень опасности его для общества, подходили к этим вопросам достаточно взвешенно. Одним из первых принципов работы любого должностного лица должен быть «Не навреди!» И когда принимается какое-то решение, которое будет публичным, вызовет негативный резонанс в отношении региона, населения, то здесь надо, как говорится, семь раз отмерить...

Возрастная категория материалов: 18+