Прошлую неделю он работал в области, а в конце визита поделился с нашей газетой итогами своей деятельности и планами на будущее. Кадры решают все - Амир Наилевич! Как вы оцениваете нынешнюю общественно-политическую ситуацию в области? - За год, в течение которого представляю область в Совете Федерации, я не-однократно приезжал в область, побывал в ряде районов, встречался с представителями власти и рядовыми гражданами. У меня сложилось твердое мнение: медленно, трудно, но общественно-политическая обстановка в Приамурье стабилизируется. Губернатор Николай Колесов последовательно проводит линию на обновление кадрового состава областного правительства, фактически создается во многом новая команда. Критерии ее формирования: опыт и компетентность. Если удастся последовательно провести эту линию, - а я думаю, что удастся, ибо толковых, порядочных, настроенных на активную работу людей в области немало - мы можем рассчитывать на реализацию намеченных планов. Я считаю, что планы эти достаточно хорошо проработанные, реалистические. И если нуждаются в корректировке, то только с точки зрения их увязки с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года, которая, по всей видимости, до конца года будет одобрена Правительством РФ. Очень важно, что восстанавливается дееспособность управленческого аппарата. Ведь вопросов, в том числе неотложных, накопилось немало. Один из самых острых - подготовка к отопительному сезону. Область оказалась в списке 11 наиболее неблагополучных в этом отношении субъектов. Я провел переговоры с компанией «Русский уголь», выработана схема оплаты поставок угля, учитывающая возможности нашей области. Недавно на внеочередной сессии Заксобрания принято решение о выделении из сверхплановых доходов областного бюджета дополнительных средств муниципальным образованиям на эти цели. Есть основания надеяться, что в отопительный сезон область вступит подготовленной. - У многих жителей сложилось впечатление, что события в Приамурье не обеспокоили Москву. Возможно, что-то федеральный центр предпринимал, но мы здесь этого не почувствовали. - Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что ситуация, сложившаяся во власти Амурской области, всесторонне рассматривалась в Администрации Президента РФ, Правительстве РФ, федеральных правоохранительных органах, полпредстве Президента РФ в ДФО. Рассматривалась в широком составе с участием губернатора, других руководителей области, сенаторов и депутатов Госдумы от региона, руководителей областных силовых структур. Было принято во внимание мнение партии «Единая Россия», в рядах которой состоит большинство руководителей региона, включая губернатора. В ходе совещаний, встреч был выработан комплекс мер, направленных на то, чтобы купировать кризисные явления, восстановить и укрепить управляемость областью. Они должны дать результаты. - Это так. Но федеральной власти следует понять и учесть настроения населения области. Люди устали жить в обстановке непрекращающейся конфронтации - жители хотят стабильности. - Люди действительно по привычке обращают свой взор в сторону Москвы. Но ведь не она создала нездоровую обстановку. То, что я сейчас скажу, возможно, прозвучит резко, но это на самом деле так: область заварила эту кашу, область и должна ее расхлебывать. За амурчан эту работу никто не выполнит. Причем надо поторапливаться. То, что в последние месяцы регион лихорадило, негативно сказалось на его инвестиционном и деловом имидже. Ведь давно известно, что капитал любит тишину, порядок, стабильность. А наша область на протяжении многих месяцев была лишена и того, и другого, и третьего. В результате многие компании, в том числе те, с которыми я лично договаривался об их приходе в наш регион, решили повременить. Пока мы не покончим с распрями, пока не консолидируем власть, общество вокруг решения коренных задач, потенциальные инвесторы от нас будут лишь шарахаться. Как сенатор, я делаю для этого все от меня зависящее. И здесь в области, и в органах федеральной власти, и прибегая к ресурсам «Единой России». Но еще важнее, чтобы сами региональные политические и деловые элиты осознали: ставить на кон будущее области в угоду собственным интересам не только аморально, но и недальновидно. Это бумеранг, который ударит по ним же самим. Надо переходить к цивилизованным формам согласования интересов, к использованию таких инструментов, как консультации, договоренности, компромиссы, сотрудничество. Словом, возвращение области в колею нормальной политической, общественной, деловой жизни - это сегодня главная задача. И ключ к ее решению - не только и не столько в Москве, сколько в регионе. Ставка на социалку - Вы отчитались перед Заксобранием о своей работе в Совфеде в первом полугодии. Каковы главные итоги? - Полностью информация размещена на моем сайте в Интернете. Поэтому выделю только то, что считаю важным для широкой аудитории. Есть все основания охарактеризовать минувшую сессию как сессию социальную. Ибо с точки зрения принятия законов, нацеленных на улучшение условий жизни граждан, она была одной из самых плодотворных. Возможно, даже самой плодотворной. В ряду важнейших социальных законов - почти двукратное повышение минимальной оплаты труда (до 4330 рублей), некоторых видов пособий. Хочу отметить также закон о государственной поддержке добровольных пенсионных накоплений. Такую существенную прибавку со стороны государства при формировании накопительной части пенсии граждане получают далеко не во всех странах. С 600 до 1000 рублей в месяц увеличен размер «детского» вычета по подоходному налогу. Сейчас этой льготой пользуется около 15 миллионов граждан. Естественно, предусмотрен рост пенсий, их реальный рост в течение года должен составить 16 - 19%. Если же нам не удастся удержать инфляцию в намеченных рамках, то проиндексируем пенсии еще раз. В бюджете 2008 года на 50 миллиардов рублей увеличены расходы на сельское хозяйство. Дополнительные средства пойдут на пополнение страхового фонда Россельхозбанка, повышение плодородия почвы, закупку удобрений, машин и оборудования. Очень много сделано для субъектов. Совет Федерации и Госдума добились увеличения в бюджете 2008 года финансовой помощи региональным и местным бюджетам на 145 миллиардов рублей. Ее общий объем составит около одного триллиона (930 миллиардов) - такого прежде никогда не было. Одновременно государство берет курс на снижение «опеки» территорий со стороны федерации, предоставление регионам большей самостоятельности в решении вопросов своего социального и экономического развития, в том числе формирования финансовых ресурсов и распоряжения ими. - В последнее время высказывается мнение о том, что Совет Федерации нуждается в реформировании. Один из доводов - сенат в его нынешнем виде не в состоянии эффективно представлять и отстаивать интересы субъектов. Какова ваша позиция? - Я уже высказывал свое мнение. Повторю его: не могу согласиться с подобной критикой в адрес Совета Федерации. Наша палата поддерживает тесные связи с регионами. Эту важнейшую функцию успешно выполняет Совет регионов, действующий при СФ. Любой закон, поступающий к нам, начиная с бюджета и кончая изменениями в тот или иной нормативный правовой акт, оценивается нами именно с точки зрения последствий его принятия для территорий, их жителей. Словом, я не считаю, что Совет Федерации по самой своей природе не в состоянии адекватно представлять интересы регионов. Многое упирается в конкретную работу конкретных сенаторов. Вместе с тем невозможно отрицать, что в своей деятельности по представлению интересов субъектов мы наталкиваемся на определенные проблемы. Основная из них, на мой взгляд, в том, что при нынешнем порядке формирования СФ сенаторы реально являются представителями не столько населения данного субъекта, сколько представителями органов исполнительной и законодательной власти региона. А это, мягко говоря, не способствует весу, авторитету сенаторов во взаимоотношениях с представителями федеральной власти, да и с руководством представляемого региона. Недавно председатель Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что законопроект о выборности сенаторов подготовлен. По его словам, принятие данного акта не потребует внесения изменений в Конституцию России. В то же время ряд юристов полагает, что российская конституция в принципе не допускает выборности членов СФ. Они ссылаются на то, что в основном законе четко сказано: Государственная дума избирается (статья 96), тогда как в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (статья 95). Не исключено, что окончательное слово будет за Конституционным судом РФ.

Возрастная категория материалов: 18+