Сегодня на всем полигоне северного широтного хода идет сооружение разъездов, модернизация мостов и тоннелей, строительство жилья. Корреспондент «АП» побывал на строящихся объектах и узнал, что ждет БАМ в ближайшие 20 лет. Востребованная магистраль В этом году на Тындинском отделении дороги будет построено 4 разъезда, которые позволят значительно увеличить пропускную способность БАМа. Один из разъездов сооружается на перегоне между станциями Лопча и Чильчи. Из-за особенностей рельефа, который в большей степени состоит из мари, новый разъезд назвали Марихтой. Сегодня механизаторы здесь уже заканчивают отсыпку земполотна под второй и третий пути, затем будет уложена рельсошпальная решетка и подключены светофоры, стрелочные переводы. Недалеко отсюда строятся еще два разъезда - Усколь и 1945 километр. - Комплексная реконструкция пути идет на участке Кувыкта - Хорогочи. Помимо замены рельсо-шпальной решетки, строятся водоотводные канавы, ремонтируются устройства сигнализации, централизации и блокировки. Модернизированная железная дорога позволит повысить безопасность движения и скорость поездов, - рассказывает Владимир Тятра, заместитель отдела инфраструктуры Тындинского отделения дороги. - На восточном участке БАМа идет реконструкция мостов. Вечная мерзлота и тяжелые климатические условия требуют модернизации искусственных сооружений, поэтому мостостроители вплотную занялись сооружением новых либо заменой элементов мостов. Развитие БАМа дало дополнительную работу тындинским строительным организациям. Так, разъезд Марихта строят механизаторы МК-15 ОАО «БАМстроймеханизация». - Тридцать лет назад мы отсыпали здесь автодорогу и трассу под главный железнодорожный путь. Спустя время мы снова сюда вернулись, теперь уже реконструировать магистраль. Лично я здесь обошел каждый метр: особенности тайги, своенравные реки - все это нам знакомо, - делится Иван Чубенко, заместитель директора МК-15. - Наконец-то разговоры о БАМе, как о дороге в никуда, закончились, теперь это востребованная магистраль. Посмотрите, поезда идут один за другим, нам даже трудно взять окна, настолько стало интенсивным движение. А ведь перевозки с каждым годом будут увеличиваться. Помимо реконструкции самой железной дороги, на БАМе большое внимание уделяют социальной сфере, прежде всего строительству жилья. Ведь только так можно закрепить кадры на отдаленных станциях в сотнях километров от Тынды. В нескольких поселках уже построено технологическое жилье. Новоселье справили железнодорожники из Верхнезейска и Юктали. Дома будут построены и на других станциях БАМа: в Февральске, Огороне, Чильчи. В столице БАМа, где сосредоточены основные железнодорожные предприятия, вкладываются значительные средства в новые технологии в вагонном и локомотивном депо, дистанциях энергоснабжения и гражданских сооружений. В последние годы идет масштабная замена тепловозов на современные локомотивы. Пассажирские тепловозы нового поколения ТЭП70-БС позволяют обеспечивать плавность хода, высокие скорости. Такие машины дают преимущества не только пассажирам, но и машинистам. Тепловозы оборудованы компьютерными системами, которые значительно облегчают работу локомотивной бригаде. Дорога 21-го века Перевозки грузов по БАМу с каждым годом увеличиваются. Сегодня по магистрали транспортируется большой объем нерюнгринского угля в порты Дальнего Востока и страны СНГ, сибирской нефти на Комсомольский нефтеперерабатывающий комбинат, строительных грузов для Республики Саха (Якутия), где сооружается железная дорога до Якутска и возводится большое количество социальных объектов. В ближайшие месяцы начнется отгрузка железной руды с Куранахского месторождения в Олекме. Планируется, что со станции каждые сутки будет отправляться полноценный состав с рудой. Грандиозные перспективы ожидает БАМ в связи с перевозкой кузбасского угля в порт Ванино. С началом эксплуатации Эльгинского месторождения коксующихся углей на Дальневосточную железную дорогу в сутки будет дополнительно подаваться около двадцати составов с грузами. Реализация этих проектов заставляет проектировщиков всерьез задуматься о строительстве вторых путей и электрификации Северного широтного хода. Таким образом, Байкало-Амурская магистраль по-прежнему будет решающей дорогой Дальнего Востока, связывающей крупные месторождения, северные поселки Амурской, Читинской, Иркутской областей, Хабаровского края, республик Бурятия и Якутия с центральными регионами России и с портами Тихого океана. - Сегодня можно говорить о втором рождении БАМа, если раньше мы решали, что делать с поселками и людьми, которые остались на станциях без работы, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Увеличиваются объемы перевозок, разрабатываются месторождения, а это значит, что у жителей севера Приамурья появились заработки, больше не стоит вопрос занятости, - говорит Виктор Марценко, первый заместитель губернатора Амурской области. - К нам обращаются главы поселков вдоль БАМа с просьбой об открытии дополнительных групп в детских садах, настолько увеличилась рождаемость, а это самый главный показатель жизни. По-прежнему БАМ интересен и для режиссеров, журналистов. Об его успехах стремятся рассказать ведущие телеканалы страны. Так, 6 сентября, в день города, в столицу БАМа для съемок фильма о новой жизни дороги приезжает съемочная группа телеканала «Россия». На этот раз режиссеры намерены показать магистраль и людей, работающих на ней, с другого ракурса: проблемы уйдут на второй план, впереди будут яркие краски БАМа в 21-м веке. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+