- Николай Александрович, каковы точки роста, на основе которых будет проходить развитие области? На что ориентируется экономика Приамурья в ближайшие 10 лет? — Сегодня приоритетные направления развития экономики области на долгосрочную перспективу уже определены. Я могу назвать пять точек роста, на которые делает ставку правительство Амурской области. Во-первых, это проект хозяйственного освоения природно-ресурсной зоны Байкало-Амурской магистрали. Она создавалась как плацдарм для доступа к огромным запасам минерального сырья, имеющего спрос на мировом и внутреннем рынках России. По территории Амурской области проходит центральная часть БАМа, практически половина магистрали. Активизация добычи ресурсов в этой зоне, включающей северные районы нашей области и юг Республики Саха (Якутия), сформирует новые центры угольной промышленности, черной, цветной металлургии и строительной индустрии. Все они будут ориентированы на рынки России и стран АТР. Кроме того, это обеспечит высокий и устойчивый грузопоток по железной дороге, загрузит морские порты Дальнего Востока, будет стимулировать развитие пунктов пропуска на Амуре. Для нашей области освоение природно-ресурсной зоны БАМа позволит дополнительно получить более триллиона рублей валового регионального продукта, создать свыше 18 тысяч рабочих мест. Второй масштабный проект развития региона связан с освоением Россией космического пространства с территории Амурской области. Об этом говорилось много, но я повторю. В рамках реализации проекта намечаются сборка ракет-носителей, подготовка запуска космических аппаратов научного, социально-экономического, коммерческого назначения, транспортных грузовых кораблей и модулей орбитальных станций, развитие кадрового потенциала космической отрасли. По сути, следует говорить о формировании Дальневосточного инновационного космического центра на базе космодрома Восточный. Особо отмечу, что в создании и обеспечении работы центра будут дополнительно, в той или иной мере задействованы предприятия и организации 18 российских регионов. — Какую ставку делает область на космодром Восточный? — Мы рассматриваем его как стройку века. Ведь с космодрома Восточный планируется развитие отечественной пилотируемой космонавтики в направлении освоения Луны и Марса. Здесь должны найти применение перспективный пилотируемый корабль и ракетно-космический комплекс с ракетой-носителем для его выведения. Именно у нас будут испытываться и эксплуатироваться ракеты-носители тяжелого и сверхтяжелого классов. Для области строительство космодрома, а затем его работа позволят привлечь значительное количество природных, материальных ресурсов, создать новые производственные мощности. Сейчас уже определен облик создаваемого космодрома Восточный. Федеральное космическое агентство в июле провело коллегию по вопросу рассмотрения результатов системного проекта по космодрому. Перед этим результаты системного проекта были рассмотрены и одобрены президиумом научно-технического совета Роскосмоса. Коллегия приняла решение о возможности использования результатов системного проекта для проведения дальнейших проектно-изыскательских и опытно-конструкторских работ, создания условий для строительства объектов космодрома. Также коллегия постановила принять меры по оперативному решению оставшихся проблемных вопросов. В этом есть и наша посильная часть труда, определенного в качестве задач в апреле 2008 года на совместном совещании Роскосмоса и правительства Амурской области. В количественном значении эффективность космодрома для области определяется следующими, довольно оптимистичными прогнозами: на период строительства ожидается создание до 30 тысяч рабочих мест. Эксплуатация космодрома потребует создания более 10 тысяч новых рабочих мест при ежегодном отчислении в бюджеты всех уровней до 21 миллиарда рублей. Среднегодовой вклад в валовом региональном продукте области за период с 2015-го (с начала эксплуатации космодрома) по 2040 год составит 66,7 миллиарда рублей. В общем, нам есть над чем работать и к чему стремиться. — Вы назвали два проекта. Что еще определило правительство Приамурья в качестве приоритетов развития? — Третий проект — развитие агропромышленного комплекса. Амурская область является основным сельскохозяйственным регионом Дальнего Востока. Сельскохозяйственные угодья региона составляют 1,9 миллиона гектаров. Природно-климатические условия позволяют выращивать все основные культуры средней полосы России. Реализация сельскохозяйственного потенциала области позволяет произвести более 72 тысяч тонн мяса, 362 тысяч тонн молока, 299 миллионов штук яиц, тысячу тонн меда, одного миллиона тонн зерна, свыше 300 тысяч тонн сои и картофеля, 80 тысяч тонн овощей — цифры впечатляющие. Но для полного восстановления сельскохозяйственного производства в Амурской области необходимо проведение государственной политики, направленной на создание сельскохозяйственного кластера. Это возможно через вовлечение в оборот залежных земель, обновление техники, использование инновационных агротехнологий, строительство крупных животноводческих комплексов, восстановление пунктов закупки продукции сельского хозяйства у населения и формирование перерабатывающих комплексов в близлежащих крупных населенных пунктах. Мы работаем над этим, но без федеральной поддержки в реализации проекта не обойтись. Еще один приоритет развития — лесопереработка. В этом направлении у нас один курс — чтобы ни одно бревно не покидало область в виде «кругляка». До 2009 года в ряде районов начнут работать крупные лесоперерабатывающие заводы, строительство которых начнется в этом году. Всего в кратчайшие сроки в области будет пущено в эксплуатацию 12 крупных лесоперерабатывающих производств. — Уже есть какие-то конкретные результаты работы в этом направлении? Ведь развитие лесопереработки — одно из основных направлений экономики. И вы делали на ней акцент год назад, выступая с социально-экономической концепцией развития области до 2025 года. — Согласен, развитие лесоперерабатывающей отрасли в кратчайшие сроки может приносить доходы в бюджеты и обеспечивать амурчан рабочими местами. Лес — одно из основных амурских богатств. Сырьевой потенциал области по запасам древесины составляет 1,9 миллиарда кубометров. Главная задача в этой сфере — рациональное лесопользование и повышение социальной и бюджетной эффективности деятельности предприятий. И реализовать эту задачу возможно только через развитие переработки заготавливаемой в области древесины. Весной этого года с учетом изменения федеральной политики мы доработали уже существующие «Основные направления развития лесопромышленного комплекса Амурской области на 2007 — 2010 годы и на период до 2020 года». В этом документе определены приоритеты развития, разработаны контрольные показатели. Мероприятия программы содействуют становлению лесного кластера региона — комплекса предприятий по производству и применению широкого спектра материалов и изделий из древесины. Изменение производственной структуры предприятий ЛПК области обеспечит повышение налоговой отдачи и комплексное использование лесосырьевых ресурсов. Во исполнение постановления Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» мы провели конкурс инвестиционных проектов предприятий для включения их в перечень приоритетных проектов по освоению лесов. В конкурсе приняли участие шесть компаний. Победителями признаны ООО «Мостоотряд-Т» и ЗАО «Туранлес». Кстати, ваша газета про это уже написала. Проект «Мостоотряда-Т» также включен в перечень приоритетных Министерством промышленности и торговли России. Радует, что у нас работают такие предприятия. — Николай Александрович, в прошлом году была начата фундаментальная работа над созданием современной дорожной и транспортной инфраструктуры. На каком сейчас она этапе? — Да, работа фундаментальная и является пятой точкой роста амурской экономики. Развитие Дальнего Востока с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры невозможно без реализации ряда транспортных проектов, которые способствуют выходу на внутренние рынки России и рынки стран АТР. В перспективе необходимо строительство железнодорожной ветки к месторождению медно-никелевых руд в бассейне реки Кун-Манье Зейского района, формирование местных воздушных линий и международного транспортного узла на базе международного аэропорта «Благовещенск», развитие речного транспорта на Амуре, Селемдже и Зее. Необходимо развитие пунктов пропуска на Амуре — в Благовещенске, Пояркове, Ушакове, Джалинде с ускорением работ по строительству моста в районе Благовещенска и Хэйхэ. Уже подготовлен прогноз объемов перевозок через этот мостовой переход. И все данные говорят о том, что мост строить необходимо. По нашему заказу Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры разрабатывает научно-исследовательскую программу по развитию транспортно-дорожного комплекса Амурской области с учетом перспективного развития до 2027 года. Документ охватывает развитие и содержание всех видов транспорта: авиационного, железнодорожного, автомобильного и речного. Имея такую программу, область может рассчитывать на включение объектов строительства и реконструкции в федеральные целевые программы.

Возрастная категория материалов: 18+