Вместо него прошла творческая встреча с актерами, занятыми в этом спектакле. А в понедельник в областном театре драмы состоялся «круглый стол», на который приехали Кирилл и Варвара Арбузовы, дети классика советской драматургии. Магия творчества Как заметила зампред правительства области Валентина Калита, приезд Арбузовых-младших - это тоже событие кинофестиваля, которое послужит толчком к тому, что люди пойдут в библиотеку за книгами писателя, а наш театр, может быть, захочет поставить спектакль по его пьесе. Алексей Арбузов - автор пьес, обошедших все сцены мира, таких, как «Таня», «Город на заре», «Иркутская история», «Старомодная комедия». Их продолжают ставить и сегодня, в частности, на «Амурскую осень» дважды привозили спектакль «Мой бедный Марат» - в первом случае в роли Марата амурчане видели Игоря Петренко, во втором - Александра Домогарова. В чем магия творчества Арбузова, почему он современен? На эти вопросы пытались ответить известные актеры, которые знали Алексея Николаевича лично и играли придуманные им характеры. В театре драмы шел ремонт, но он не помешал собравшимся в уютном фойе поговорить об Алексее Арбузове. Сам драматург насмешливо поглядывал на происходящее с портрета, вставленного в тяжелую раму «под старину». - Отец много ездил по стране и по заграницам, его приглашали всюду, где ставили его пьесы, - вспоминает сын драматурга актер и искусствовед Кирилл Арбузов. - У нас даже была шутка: Арбузова не ставят только на Северном полюсе, потому что там живут белые медведи, которые не говорят. Арбузов был очень популярен. Он был не только талантливым драматургом, но и весьма многогранным человеком. Кирилл Алексеевич написал книгу об отце, но считает, что для полного раскрытия образа отца потребуется еще несколько томов. Кстати, книга, по словам Кирилла Арбузова, распродана в пух и прах, и сейчас допечатывается очередной ее тираж. А Кирилл Алексеевич готовит вторую книгу об отце-драматурге, на основе его дневников и записок, которые Алексей Николаевич скрупулезно вел начиная с 30-х годов. - У Алексея Николаевича было невероятное чувство юмора, - вспоминает Варвара Арбузова. - 1947 год. Идет перепись населения. У нас сидит переписчик. Задает вопросы. «Профессия?» - «Писатель», - отвечает отец. «Образование: сколько классов?» Папа говорит: «А я нигде не учился». - «А, понятно, безграмотный, так и запишем», - говорит переписчик. Алексей Арбузов действительно нигде не учился. Когда он был ребенком, отец ушел из семьи и умер, мать не пережила этого и попала в сумасшедший дом. Мальчик остался один, воровал, попал в колонию и был там, пока его не разыскала тетка и не взяла к себе в семью. - То есть образования у него не было, - продолжает Варвара Алексеевна. - Но при этом он был образованнейшим человеком своего времени. Абсолютно знал театр, музыку, живопись. Он много читал - списки прочитанных им книг впечатляют. Мастер с нами Своими самыми теплыми воспоминаниями об общении с Алексеем Арбузовым поделились актрисы Ада Роговцева, Эва Киви, Ольга Антонова, Ольга Гобзева. Они говорили об удивительной атмосфере арбузовских пьес, в которых всегда хочется играть, об очень индивидуальном языке драматурга, очень точно выражающем трагикомизм происходящего. Поднявшийся для очередного воспоминания народный артист Георгий Тараторкин сказал неожиданно: - У меня ощущение, что Арбузов эту мизансцену несомненно бы поломал. Как-то это все не по-арбузовски. И ровно через минуту раздался грохот: с высоты свалился портрет драматурга и в результате падения расстался с рамой. Аплодисменты были, наверное, самые бурные и дружные за всю «Амурскую осень». Раздались возгласы: «Вот это по-арбузовски! Арбузов с нами! Он слышал все, о чем мы говорили! Арбузову тесны любые рамки!» Освободившийся от рамы портрет установили прямо на полу, после чего разговор продолжился. После перестройки отношение к драматургу изменилось. Иногда в прессе даже возникал образ некого литературного генерала, гонителя литературных диссидентов, хотя на самом деле подобного не было, убеждены собравшиеся. Современен ли драматург сегодня? - Арбузов - величайший сказочник, - считает главный режиссер московского театра имени Гоголя Сергей Яшин. - Несмотря на то, что в его пьесах обозначено конкретное место действия - в «Иркутской истории» это Братская ГЭС, в «Городе на заре» - Комсомольск-на-Амуре, «Мой бедный Марат» - блокадный Ленинград, главное не это. Он писал всегда о человеческой душе, о человеческих отношениях, которые из жизни ушли. У нас сегодня не жизнь, а бизнес-план. А душу куда включить? Некуда, в бизнес-плане для нее графы не предусмотрено. Мы с утра принимаем душ, умываемся, Но и душе необходимо омовение. Где его черпать? В литературе, драматургии, театре. Оказалось, что пьесы Алексея Арбузова популярны сегодня не только в России, но и за ее пределами. Сергей Яшин признался, что его не так давно пригласили ставить пьесу Арбузова на Мальту. «Где Мальта и где «Вечерний свет»?» - удивился режиссер. Но когда приехал, все объяснилось. Арбузов удивительно показывал женские характеры, женскую психологию, а в этой пьесе главные героини - две женщины. На Мальте бизнес-вумен, которая одновременно содержала театр и играла в нем, и супруга миллиардера, спонсировавшего этот театр, тоже актриса, выбрали эту пьесу для себя. Сын и дочь драматурга ждут приглашения в Париж, где готовится к постановке «Старомодная комедия» с Аленом Делоном в главной роли. Варвара Арбузова видела спектакль по пьесе отца в японском театре кабуки, а также «Старомодную комедию» в исполнении китайских актеров. В Японии, рассказала дочь, есть клуб «Таня», названный в честь героини арбузовской пьесы, где ставят спектакли по творчеству Арбузова.

Возрастная категория материалов: 18+