Забегая вперед, скажу, что данная программа обкатана этими артистами много сотен раз. Премьера ее состоялась в 1987 году. Спектакль имеет два названия: «Люблю тебя сейчас» или «Я, Высоцкий Владимир...». Второе название, по-видимому, применяется при выезде в глубинку: вдруг провинциальные зрители не слышали никогда о мемуарах французской жены барда и не поймут, о чем идет речь. По словам артистов, с этой работой они побывали в США, Германии и несколько раз в Израиле. В Благовещенске они впервые. Валерий Черняев - уралец, окончил театральное училище в Екатеринбурге. Мечтал попасть в труппу столичного театра драмы и комедии на Таганке. Ему повезло: он оказался там сразу же после первой пробы. Это случилось в 1975 году. Пять лет работал бок о бок с Владимиром Высоцким. После смерти барда стал активным популяризатором его творчества. На сцене - журнальный столик и книга «...Прерванный полет». Да еще свеча, которую зажгли ближе к окончанию спектакля. Сюжетная линия проста: артисты рассказывают о любви Высоцкого к Влади. Чиркова вдохновенно цитирует эпизоды из книги Марины, Черняев под гитару исполняет песни выдающегося барда. Несколько раз звучит инструментальная фонограмма, но поет Валерий вживую. Песни взяты им очень знакомые, в основном с диска, что выпустила в 1981 году советская фирма «Мелодия». А значит, хорошо знакомы зрителям. Оттого несколько раз публика подпевала артисту. Но и тогда, когда он взялся за нелегальную ранее «Баньку по-черному», публика прервала его выступление горячими аплодисментами. Черняев рассказал, как однажды вместо Высоцкого (тот был в отъезде) исполнял его роль каторжника Хлопуши в спектакле по пьесе Сергея Есенина «Пугачев». После чего продемонстрировал знаменитый Хлопушинский монолог: «Покажите мне этого человека». Что понравилось - актер совершенно не старался хрипеть в манере Высоцкого, чем грешит большинство исполнителей его песен. По-видимому, осознав, что одна лишь лирическая тема значительно обедняет репертуар барда, Черняев, окончив спектакль, попросил зрителей остаться и спел несколько совершенно разных песен Владимира Семеновича: «За меня невеста отрыдает честно» (уголовная тематика), «О возвращении фронтовика домой, которого там давно не ждут» (о войне) и другие. А потом рассказал, как однажды Высоцкий не явился на спектакль по Джону Риду «Десять дней, которые потрясли мир», и режиссер Юрий Любимов спросил: «Кто споет вместо него «На куски разлетелась российская корона»? Маститые актеры отказались, а молодому уральскому артисту хотелось скорее попасть на глаза столичной публике в заметной роли, и он с удовольствием согласился, хотя совершенно не знал текста той песенки. «Ерунда, что до начала спектакля осталось всего 4 часа! - мужественно сказал он себе. - Выучу!» Учил-учил, но когда вышел на сцену, от волнения начисто забыл все слова. Только мычал: «На куски...» Спас положение Валерий Золотухин - спел вместо Черняева. Последний был готов от стыда провалиться сквозь землю, но текст на всякий случай все-таки выучил и в скором времени опять вышел вместо Высоцкого. Но уже спел как подобает... Пожалуй, этим рассказом Черняев гораздо больше расположил к себе зал, чем за все время спектакля. Безусловно, работа хороша, но несколько запоздала. Надо было приехать творческому дуэту в Благовещенск двадцать лет назад. Кстати Сегодня творчество Владимира Высоцкого волнует россиян меньше, чем раньше. Перед спектаклем я зашел в букинистический отдел «Книжного мира». На полке пылились три книги барда: «Нерв», «Песни 1960 - 1980 годов» и воспоминания Марины Влади. Когда-то, лет двадцать назад, эти издания смели бы мгновенно. Достаточно сказать, что первую книгу песен опального барда под редакцией Роберта Рождественского «Нерв», выпущенную в начале 80-х годов прошлого века, приобретали по великому «блату» или через спецраспределители. На «черном рынке» она продавалась по 50 - 60 рублей при средней ежемесячной зарплате трудящихся - в 120 рублей. А вот стоимость сегодняшних букинистических книжек равнялась всего-навсего трем проездам на автобусе по городу.

Возрастная категория материалов: 18+