Многочисленные обращения к нефтяникам и письма в разные инстанции не останавливают этот беспредел. Почему строители игнорируют просьбы соловьевцев и каких еще напастей ждать от нефтяников, выяснял корреспондент «АП». Спокойная жизнь на севере области закончилась, когда здесь высадился многочисленный десант строителей нефтепровода «ВСТО». Сотни единиц тяжелой техники за два года реализации этого масштабного в рамках России проекта существенно испортили местные дороги и жизнь тындинцев, которые соседствуют с нефтяниками. Летом прошлого года строители довели федеральную дорогу до такого состояния, что в непроходимой колее утопали легковые автомобили и переворачивались грузовики. Тогда ГИБДД закрыла автобусный маршрут Тында - Соловьевск, а золотодобытчики не могли вывезти добытый металл в Большой Невер. - Если нефтяники преследовали цель - пришел, увидел, наследил, - то они ее добились. В таком состоянии дорога еще никогда не была, - возмущается начальник отдела природопользования администрации Тындинского района Олег Малыгин. - Все очень красиво звучит на всевозможных торжествах по случаю сварки первого стыка, тысячного километра, в реальности получается наоборот. Нефтяники поступают некрасиво. Мало того что они не вложили ни рубля в развитие района, хотя мы предлагали помочь с тем же мостом через Гилюй, так они разломали то, что было. Тогда нефтяники на многочисленные письма чиновников районной администрации не обращали никакого внимания. Только после встречи губернатора области Николая Колесова с президентом «Транснефти» удалось частично решить проблему с ремонтом «федералки». В нынешнем году ситуация повторилась, но к разбитым дорогам прибавились новые проблемы. На этот раз больше всего пострадали жители поселка Соловьевск, которые живут на улице Советской. Здесь пролегает маршрут водителей, которые возят песчано-гравийную смесь с карьера вблизи Уркана на нефтеперекачивающую станцию в Большом Невере. - Эта дорога очень узкая и не приспособлена для движения большегрузных «Фатонов», а они здесь носятся один за другим, - жалуется пенсионерка Вера Шквырева, живущая по улице Советской. - Недавно пьяный водитель врезался в столб, только по счастливой случайности он не въехал в дом. В начале сентября дети пошли в школу в белых рубашках, новых костюмах, вы представляете, как на ребят полетели брызги от этих самосвалов?! Летом здесь стояла невыносимая пыль, а когда пошли дожди, глиняная смесь, которой отсыпали дорогу, поплыла к нашим домам. Недавно пронесся очередной грузовик, и глиной засыпало дверь в мою квартиру. Я позвонила соседям, и они откапали вход в дом. Кроме этого, жители улицы Советской страдают от грязи, которая летит в дома. Большинство строений полностью обрызгано глиной, а окна бесполезно мыть: после прохода «Фатонов» все окна снова грязные. Но последней каплей терпения стала авария, когда из-за нулевой видимости, которая здесь стоит из-за пыли, был сбит 91-летний ветеран войны из Соловьевска. Жители даже намеревались перекрыть дорогу, но тут вмешалась местная администрация. - Эта ситуация нам известна, но что либо сделать на уровне сельской администрации невозможно, нефтяники нам говорят: проект федеральный, поэтому обращайтесь к Медведеву, - объясняет глава администрации Соловьевска Нина Рязанова. - С аварией, когда самосвал врезался в столб, я разбиралась лично. Там действительно был пьяный водитель, и его сразу уволили. После этого случая нам пообещали, что самосвалы на этом участке дороги будут соблюдать скоростной режим в пределах 30 километров в час и держать дистанцию между машинами, чтобы не следовать караванами. Несколько дней водители придерживались этих правил, а потом снова начали гонять по улице. Жители улицы Советской предлагают перенести проезд этих машин на другой участок, но он тоже находится в черте поселка, только по улице Набережной. Получается, что будут страдать уже другие улицы. Перекрыть дорогу мы не можем, потому что нефтяники получили разрешение и ездят здесь на законных основаниях. Согласно договоренности, строители нефтепровода обязаны привести дорогу в надлежащее состоянии, однако на самом деле качество ремонта проезжей части не соответствует никаким нормам. Сейчас на этой дороге движение «Фатонов» приостановили. Комиссия из Москвы запретила использовать песчано-гравийную смесь из Уркана на строительстве насосно-перекачивающей станции, так как она не соответствует требованиям проектировщиков. - В прошлом году, когда уходили нефтяники, мы думали, что это навсегда, но этим летом они снова вернулись. Поэтому вполне возможно, что строители снова найдут карьеры вблизи Соловьевска и временное затишье снова закончится, - продолжает Нина Рязанова. - По идее нефтяники должны были строить объездные дороги, чтобы не страдали жители поселка, но очень дорого, и они на это не идут. В Центре управления проектом нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» считают, что как таковой проблемы нет. По словам представителя ЦУП ВСТО, разбитые дороги тут же восстанавливаются, кроме этого, строительные компании перечисляют налоги в бюджеты разных уровней, в том числе и дорожный сбор, и как раз эти деньги должны идти на решение проблем с дорогами в поселке. Что касается дисциплины водителей, то, по утверждению собеседника, сейчас с этим в подрядных организациях довольно жестко. «Механики следят за движением машин и в случае нарушения правил могут даже уволить нерадивого водителя», - подчеркнули в ЦУП. Между тем похожая проблема в ближайшие годы ждет десятки поселков Приамурья, которые находятся по маршруту второй очереди нефтепровода - от Сковородина до бухты Козьмино в Приморском крае. Напомним, что реализация этого проекта начнется сразу же, как будет сдана в эксплуатацию первая очередь нефтепровода ВСТО. В Амурской области труба протянется по территории Сковородинского, Магдагачинского, Шимановского, Свободненского, Серышевского, Белогорского, Ромненского, Октябрьского, Завитинского, Бурейского и Архаринского районов. Главы поселений уже сегодня думают о плюсах, которые получат их поселки. Однако, как показала практика, наряду с положительными сторонами, прежде всего дополнительными налоговыми поступлениями, есть и минусы, главный из которых - проблемы с автомобильными дорогами. Поэтому наученные опытом соловьевцы рекомендуют своим коллегам из администраций сразу же ставить жесткие условия по эксплуатации дорог.

Возрастная категория материалов: 18+