Транспортный вопрос в числе других поднимался на совете при полпреде Президента РФ в ДФО, который состоялся в минувший понедельник в Хабаровске. Амурскую область на нем представлял первый вице-губернатор Виктор Марценко. Скованные железнодорожной цепью - Наша встреча проходит практически сразу по итогам первой рабочей поездки на Дальний Восток главы государства, - заявил на встрече полпред Президента РФ в ДФО Олег Сафонов. - Одним из приоритетов Дмитрий Медведев отметил необходимость модернизации дальневосточного транспортного комплекса. Нужно развивать малую и сверхмалую авиацию, каботажные перевозки вдоль побережья. При этом было отмечено, что федеральный центр понимает, что такие проблемы округу в одиночку, а тем более субъектам, не решить, поэтому государство будет вкладывать значительные средства в модернизацию аэродромов, морских и речных портов, увеличение объемов пассажирских перевозок и грузоперевозок. Железная дорога на сегодняшний день - единственное сообщение, связывающее всю Россию. Благодаря своему географическому положению дальневосточный регион может быть связующим звеном мировой экономической системы, точкой устойчивого роста российской экономики. Поэтому развитие транспорта - одно из необходимых условий успешной реализации геополитических и внешнеэкономических интересов нашей страны. Поэтому в утвержденной в июле этого года Правительством РФ государственной стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года особое внимание уделено улучшению транспортного обеспечения и стимулированию роста экономики ДФО. А цифра в 1 триллион 600 миллиардов рублей, которая предполагается только на развитие железных дорог в ДВ регионе, действительно впечатляет. Так, в ближайшие 20 лет РЖД предстоит соединить железнодорожной цепью Саха (Якутию) и Магаданскую область, протянуть ветку до Анадыря. - В результате плотность железнодорожных сетей на Дальнем Востоке увеличится на 84%, - прокомментировал первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов. - Это мощная современная программа, которая, по сути, уже находится в реализации. Вообще, региональная политика нашей компании строится вокруг двух ключевых вопросов: во-первых, сотрудничество с ОАО «РЖД» должно быть полезно региону, а во-вторых, работа компании на региональном уровне должна приносить ей самой пользу. На сегодняшний день Российские железные дороги ведут свою деятельность в 77 регионах России, при этом в 73 из них оказывают транспортные услуги пригородного сообщения. С начала 2008 года, по подсчетам специалистов, компания понесла убытки в 31 миллион рублей. Что касается компенсации, железнодорожникам удалось достигнуть принципиального понимания с третью регионов, в том числе и с дальневосточниками. В частности, были подписаны соглашения между ОАО «РЖД» и руководством Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областями. В стадии завершения соглашение с Приморьем. Эти договоры предусматривают поэтапный переход к полному возмещению потерь доходов от регулирования тарифов в пригородных перевозках. - Все это создает предпосылки для более качественного обслуживания населения железнодорожным транспортом, - продолжил первый вице-президент компании Вадим Морозов. - Таким образом, можно констатировать, что совместная подготовительная работа позволила выйти на новый формат взаимоотношений между ОАО «РЖД» и дальневосточными регионами. Чем компенсировать убытки Железнодорожный транспорт для Приамурья в силу его территориальных особенностей играет исключительную роль. Как отметил в своем докладе в Хабаровске первый вице-губернатор области Виктор Марценко, по территории нашего региона проходит 3342 километра железнодорожных путей главного хода. Поезда пригородного сообщения связывают 131 населенный пункт Приамурья, где проживает более 600 тысяч человек. По этим направлениям курсируют 36 пар составов. В шести районах области железнодорожный транспорт является безальтернативным. С января этого года по БАМу впервые пошли пассажирские поезда пригородного сообщения, охватывающие 49 населенных пунктов. В прошлом году в пригородном сообщении на территории области было перевезено 2,6 миллиона пассажиров. За первое полугодие 2008 года - 1,3 миллиона человек, что на 8% выше аналогичного периода 2007 года. - Обслуживание пригородного направления в Приамурье тоже является убыточным, - заметил Виктор Марценко. - Но убытки эти также частично компенсируются из областного бюджета. В этом году на их компенсацию заложено 28 миллионов рублей, или 47,5% (в том числе Дальневосточной железной дороге - 10 миллионов рублей), из которых 16,9 миллиона уже перечислены железнодорожникам. В 2009 году сумма компенсации вырастет уже до 40 миллионов рублей, РЖД же прогнозируют убытки в 65,3 миллиона. По словам Виктора Васильевича, за счет выделяемых субсидий малообеспеченные слои населения области - пенсионеры, студенты и школьники - могут пользоваться пригородным железнодорожным транспортом. Стоимость проезда в нем на порядок ниже, чем в автомобильном. Например, дорога из Благовещенска в Белогорск обходится в 106 рублей, в то время как на автобусе - 250. Распоряжением Российских железных дорог утверждена «Программа развития пригородного пассажирского комплекса ОАО «РЖД» до 2015 года». Согласно ей перед главами субъектов ставится задача принять в этом году соответствующую нормативную базу, которая в 2009 году обеспечит компенсацию потерь доходов от перевозок пассажиров в размере 50%, а в 2011 году - уже 100%. Но в связи со спецификой пригородного сообщения дальневосточного региона (незначительный пассажиропоток, большие расстояния перевозок, а также дефицит бюджетов субъектов) без дотаций из федерального бюджета эта задача сегодня практически невыполнима. При этом главы субъектов заострили внимание и на таком моменте, как прозрачность расчетов экономически обоснованного тарифа на пригородные пассажирские перевозки. После заседания совета при полпреде Президента РФ корреспонденту «АП» удалось побеседовать с первым вице-губернатором. - Виктор Васильевич, регионы покрывают только часть убытков. А где РЖД изыскать остальные средства? - Пусть пересмотрят свою заработную плату, которая у их рядового сотрудника выше, чем у губернатора. Почему у нас дорога Белогорск - Благовещенск до сих пор на тепловой тяге? Пожалуйста, делайте электрификацию, ставьте поезда, - вот вам и экономия. Вводите электропоезда на малодеятельные линии - на Поярково, Рейново и Райчихинск, не будет вопросов. То же касается и пригородных поездов - можно запустить современные рельсовые автобусы. Во Владивостоке электричка уже ходит, они теперь ведут речь о скоростных электропоездах. Солидарным с первым вице-губернатором Приамурья в своих выступлениях оказался и глава Приморского края Сергей Дарькин. Он отметил, что созданное с ОАО «РЖД» совместное предприятие «Экспресс-Приморье» по перевозке пассажиров, которое может приносить прибыль, оказалось убыточным. - На сегодняшний день мы имеем 485 миллионов рублей убытков, - заключил он. - Как только компания начинала получать какой-либо доход, РЖД начинали повышать плату за аренду поездов. Кроме этого, в компанию не передали имущественный комплекс - вокзалы, платформы и все, что с этим связано. В итоге сейчас «Экспресс-Приморье» просто продает билеты. Не соответствует времени, по словам Сергея Михайловича, и качество скоростного пути. Сегодня, чтобы добраться из Владивостока до Уссурийска поездом, нужно потратить два часа. Хотя в той же европейской части на это ушло бы не больше 50 минут. О демографической проблеме Дальнего Востока и путях ее решения читайте в следующем номере «АП». Хабаровск.

Возрастная категория материалов: 18+