Завитинск - поистине театральный город. в этом уверены как сами жители, так и начальник отдела культуры Завитинского района Сергей Гора. Между прочим, тоже участник драматического коллектива. Честь и слава городской и районной администрации, что в сегодняшние тяжелые экономические времена они сумели сохранить свой народный театр, сберечь коллектив, поддержать талантливого режиссера Лилию Маловичко, определиться с помещением. Без их заботы не смог бы состояться замечательный бенефис в честь уникальной актрисы и удивительной женщины, которая и поныне играет на сцене, - Лидии Дмитриевны Гулиной. - Я не заметила, как подступил этот возраст, - признается юбилярша.- Кажется, совсем недавно мне было восемьдесят, потом - восемьдесят пять... Честно говоря, всю жизнь мне некогда было задумываться о количестве прожитых лет. Я в вечном движении. Думаю, в этом секрет моего долголетия. Вот и 18 октября на сцене завитинского киноконцертного зала «Мир», где проходило чествование Гулиной, Лидию Дмитриевну чуть не силой приходилось усаживать на ее почетное кресло. Буквально к каждому, кто выходил поздравлять ее на сцену, она тут же, едва не опрокидывая журнальный столик, неслась вихрем. Становилась рядом и внимательно слушала. Ее смущала ситуация: «Он тут стоит навытяжку, а я сижу, как барыня. Не пойдет!» И вот так два с половиной часа! За это время Лидия Дмитриевна великолепно сыграла в эпизодах трех спектаклей, где ей приходилось перевоплощаться в образы совершенно разных людей. В пьесе Валентина Катаева «День отдыха» Гулина сыграла требовательного администратора гостиницы. По мотивам пьесы Сергея Лобазерова «Семейный портрет с дензнаками» - проворную и озорную бабулю. В пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж» - разбитную и веселую вдовушку, любительницу попеть и поплясать. Но вскоре становится понятно, что это очень трагическая фигура и смеется она сквозь слезы. Да, 75 лет работы на сцене... это говорит о многом! Зал охотно аплодировал всем работавшим на сцене, но иногда мелькала мысль: два с половиной часа - не слишком ли много для человека преклонных лет? После окончания вечера один зритель средних лет шумно удивлялся: «Как Гулина выдержала столь долгое время? Даже мне уже стало тяжеловато». В ответ очаровательная брюнетка улыбнулась: «Что вы! Я совершенно не устала. Вечер пролетел, как одно мгновение». Оглядываясь в прошлое Родилась Лида Гулина в семье железнодорожника. Отец Дмитрий Степанович трудился машинистом. Семья обожала вечера, когда он возвращался с очередной поездки. Поначалу отец рассказывал о последнем путешествии, потом дети «отчитывались» о прошедших днях разлуки: кто какие книги прочел, как учился в школе, что сделал по дому. Затем брат Саша брал баян, а три сестры - Валя, Лида и Нина - вместе с мамой Анастасией Степановной пели песни. Очень любили задорные, оптимистические. Когда уставали петь, подключался отец. По мнению юбилярши, у него был «прекраснейший Лемешевский тенор»... До сих пор, когда волна грусти вдруг захлестывает Лидию Дмитриевну, чтобы спастись от апатии, она тут же вызывает в памяти те щемящие картины далекого счастливого детства. Или вспоминает, как она открыла для себя детский кукольный театр, для которого мама вместе со старшей сестрой Валей шила костюмы и провожала крохотку на репетиции. В 1931 году отца перевели в Завитинск. Лида тут же выяснила: в школе № 218 есть детский театр, а в железнодорожном клубе имени Ленина - драматический кружок. Подростков иногда задействовали в спектакле - для них это было настоящим счастьем. После семилетки в 1934 году Лида поступила в Хабаровский техникум связи. Там сразу подключилась к самодеятельности. Особую гордость испытала, когда ей разрешили стать диктором на студенческом радиоузле. 1936 год принес в семью страшную беду - умер отец. Окончив техникум, вопреки распределению, Лида возвращается домой и поступает на работу в депо, где трудится в отделе кадров. Но не забывает и про театр. - Знаю, что в самом начале 30-х годов в нашем драмкружке играл известный дальневосточный писатель Виталий Закруткин, - рассказывает Гулина, - но я его не помню. Маленькой еще тогда была. А вот заслуженного артиста Виктора Константиновича Чекмарева знаю очень хорошо. Он у нас одно время режиссировал, а впоследствии всесоюзную славу приобрел после телевизионного фильма «Угрюм-река», где сыграл Петра Громова. Заметив деятельную натуру девушки, в 1938 году ее избрали на должность секретаря комсомольской организации депо. Затем были курсы партийно-комсомольских работников. А в 1940 г. ее назначили директором железнодорожного клуба им. Ленина. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Гулина организовала комсомольскую агитбригаду, которая выступала с концертами, собирала теплые вещи для фронтовиков, помогала колхозникам выращивать урожай. В это же время своими силами поставили спектакль «Синий платочек», в котором рассказывалось о фронтовой жизни. Вскоре Западный фронт, несмотря на отдаленность от Приамурья, напомнил о себе самым непосредственным образом - принес в семью Гулиных известие о гибели брата Александра. «Маму еле-еле откачали, - тяжело вздыхает Лидия Дмитриевна, - невероятно тяжело она восприняла Сашину смерть. Первенец ведь был. Красивый, добрый и талантливый парень». В 1952 году Гулину направили на работу в отдел культуры Завитинского района, а через два года - в Завитинский райком партии, где она до выхода в 1975 году на пенсию трудилась заведующей отделом партийной учебы. «Самое главное - театр» Бесполезно спрашивать Лидию Дмитриевну о ее любимой роли. Они все у нее любимые. В каждую она вживалась до такой степени, что зал удивлялся. - Как-то раз, - рассказывает юбиляр, - играли мы спектакль, в котором, согласно сюжету, мою героиню убивают. И тут вспоминаю о случае, рассказанном отцом. Он говорил о том, что одна актриса погибла из-за того, что оружие, из которого в нее стреляли в спектакле, было по ошибке заряжено. И вот в меня «стреляют», я падаю, а в голове мелькает мысль, что пистолет сейчас вправду был заряжен и я на самом деле умираю. И даже было ощущение, что руки-ноги отнимаются. Чуть ли не из комы меня вывел детский шепоток из зала: «Если умерла, то почему дышит?» - Сначала играла девушек, а теперь бабушек, - улыбается Гулина и вновь вспоминает Завитинский театр, с которым она связана напрямую всю свою жизнь. - Более 60 ролей сыграла. Он мне столько сил дает! И вправду, как забыть ей военный 1943 год, когда со спектаклем «Площадь цветов» коллектив драмкружка приехал на зональный смотр в Хабаровск, где получил высокую оценку. У Лидии Дмитриевны не сходят с уст фамилии режиссеров, с которыми она работала долгие годы, - Виктора Дегтярева, Сергея Ческидова, Ивана Карельского, Эльвиры Медведевой, Лилии Маловичко. Она вспоминает 1963 год, когда на сцене областного театра драмы завитинцы показали спектакль «Таня» Алексея Арбузова, после чего коллектив получил звание народного. Не устает восклицать, что ей необыкновенно везло на партнеров и партнерш, таких, как Петр Коваленко, Диана Галкина, Александр Беляковский, Вера Еланская, Виктор Григурко... Спросите о том, кого она любит и без кого не может жить, на ближайшей репетиции в Завитинском народном театре.

Возрастная категория материалов: 18+