Начиная с 1995 года, с момента первого появления на свет этой увлекательной книжки, ее «проглотило» уже несколько поколений юных читателей. На этот раз библиотечный зал был полон восьмиклассников из гимназии № 1 и школы № 2 города Благовещенска. По инициативе библиотекарей ребята на уроках внеклассного чтения познакомились с первым изданием повести Иванова. Когда ребята увидели в руках Аркадия Ивановича новую книгу, гораздо привлекательнее оформленную, они не смогли сдержать оваций - долго и оглушительно рукоплескали. - Пять лет назад в гимназии № 1 восьмиклассники уже знакомились с данной книгой, - говорит завотделом библиотеки Ольга Барсова. - «Тайна архиерейской дачи» произвела на них столь сильное впечатление, что заставила юных читателей заняться графикой: изобразили на листе ватмана подземный ход, а потом и план этого подземного хода. Другие отметили, что в книге есть редко встречающиеся и незнакомые слова и понятия, а потому предложили ввести в будущее издание специальный словарь. Например: архиерей - общее название высших чинов православного духовенства, гаолян - хлебный злак с высоким стеблем и т. д. Поскольку в книге не было иллюстраций, юные художники решили восполнить этот пробел. Появился целый ряд работ: «Архиерейский сад», «Дача в солнечную погоду» и «Часовня ночью». Теперь, пять лет спустя, новое поколение восьмиклас-сников также продолжило свои иллюстрации к книге. Наверное, есть смысл использовать рисунки ребят при очередном, четвертом издании «Тайны архиерейской дачи». Хотя в том, что оно состоится, у Аркадия Иванова большие сомнения. Автор уже далеко не молод, и он устал ходить с протянутой рукой. Третье издание появилось благодаря начальнику топографической экспедиции Степану Приходько, который перечислил в свободненскую типографию 10000 рублей. Вот и вышло сейчас 100 экземпляров книги. - Но это - капля в море, - вздыхает Аркадий Иванов, -весь тираж я раздал по библиотекам и раздарил знакомым. А книга, считаю, нужна нынешней молодежи, она патриотизму учит, дружбе. То есть тому, что напрочь отсутствует сегодня в телефильмах и большинстве нынешних книг для юношества, в которых описываются грабежи, драки, убийства, мошенничество. Даже в сказках - одни мародеры. После прочтения «Тайны архиерейской дачи» появляется глубинный интерес к собственному краю, к истории. Об этом говорили на встрече учащиеся школы № 2. Они с книгой в руках прошли по территории судостроительного завода им. Октябрьской революции, где и поныне находится та самая архиерейская дача. С каким неподдельным интересом они изучали территорию вокруг нее, искали вход в здание и яму, в которую попал один из главных героев повести Ленька, и с которой начались все приключения. Закончившиеся, кстати, тем, что подростки обнаружили и помогли задержать опасного преступника и предателя Родины, агента иностранной разведки Струминского. Яму и вход ребята не нашли и на встрече обратились к автору с многочисленными расспросами. - Куда ушло оружие, найденное в подвале? Куда делся вход в подвал? Где сейчас Ленька и Антон? Аркадий Иванов растерянно улыбался и отвечал настойчивым читателям, что очень многое он выдумал. Мол, если бы он описывал бытовуху, было бы скучно. Вот он и «включил» воображение. - Но хуже ведь от этого книга не стала? - поинтересовался он. - Нет! - скандировал дружный хор голосов. Писатель поведал о своем нелегком пути в творчество. По профессии он железнодорожник, поначалу публиковал только короткие рассказы в газете «Амурский железнодорожник». Когда решил написать о своем детстве 1945 года, не сразу понял, насколько это сложная и почти неподъемная задача. - Я на листе ватмана вычерчивал квадратики, - рассказывает Иванов, - и в каждый из них заносил кусочек сюжета, чтобы не потеряться в гуще событий и соединить их в одно логическое целое. Когда вынес повесть на обсуждение, мои коллеги-писатели так меня покритиковали, что я четыре раза переписывал текст. Вижу, что она получилась, раз ребята с таким интересом ее читают. Очень бы хотелось, чтобы на нее обратили внимание власти, чтобы помогли издать яркую, красочную книгу с хорошей обложкой и рисунками. Мне за нее ничего не надо. Лишь бы детям она пригодилась, сделала бы их лучше, чище, добрее!