«АП» отправилась побродить по торговым рядам, чтобы выяснить, с чем связывают резкое подорожание своего товара продавцы авто и готовы ли покупатели к новым условиям, которые диктует рынок. Затишье перед бурей Плюс 10 - 40 тысяч рублей. Так выглядят цены на легковые автомобили по сравнению с теми, что предлагались клиентам благовещенского авторынка в сентябре - начале октября. Сегодня машины приходится покупать дороже, в среднем на 10 - 20 процентов. Чем новее авто, тем разница в цене ощутимее. Житель областного центра Егор собирался приобрести машину еще в конце лета, но покупка затянулась. Сейчас денег, которые горожанин планировал потратить на автомобиль, уже недостаточно. - Присмотрел «Honda - CRV» 1998 года выпуска, - поделился своими планами с «АП» Егор. - В сентябре такая машина на рынке стоила около 260 тысяч рублей. Знакомые отговорили, предложили привезти из Японии подешевле. Ждал, но ничего не получилось. На прошлой неделе на авторынок опять пошел, а таких машин дешевле 285 тысяч уже не найдешь. В начале осени, по словам очевидцев, цены на самые популярные у амурчан автомобили - японские действительно «вели» себя в соответствии с временем года. По сравнению с летом, на большинство марок они несколько снизились и «застыли». Покупателей было немного. Весенние и летние месяцы, на которые приходится пик автоторговли, остались позади, а в зиму машину, как правило, люди приобретают только в случае крайней необходимости. Перегонщики и рядовые горожане, желающие продать свое авто, могли безуспешно стоять на рынке неделями. - Весной нам привезли из Японии машину за 250 тысяч рублей, - рассказывает благовещенец Олег. - В сентябре ее пришлось срочно продавать - деньги понадобились. Потратил на это две недели и кое-как продал за 230, хотя машина была в хорошем состоянии. К такому положению вещей все, кто имеет отношение к купле-продаже автотранспорта, привыкли. В этом году люди также подготовились к вялой зимней торговле и ожиданию весеннего всплеска. Однако долго ждать не пришлось. Уже в середине октября цены на авто стремительно поползли вверх. Подъем с переворотом Для покупателей авто неожиданный подъем цен перевернул все с ног на голову. Продавцы же говорят, что подозревали о предстоящих ценовых сюрпризах с тех пор, как появились первые слухи о грядущем финансовом кризисе. - Во всем мире кризис, и никто не хочет остаться без денег, - объясняет свое повышение цены продавец автомобилей Владимир. - Все вокруг начало дорожать. Кроме того, доллар опять растет. Ведь машины импортные, и, устанавливая на них цены, мы ориентируемся прежде всего на курс доллара по отношению к рублю. Всегда так было. Помните, раньше цены даже в у. е. указывали? Сейчас - в рублях, но это ничего не меняет. Доллар поднимается - поднимается и рыночная цена. Однако американская валюта за месяц подорожала не на 10 или 20 процентов, как автомобили. В середине октября доллар стоил около 26 рублей, сейчас около 27. Значит, автомобили за 5 тысяч долларов должны были подняться в цене не более чем на 5 тысяч рублей. Объясняя подорожание автомобилей только финансовым кризисом, автовладельцы не до конца откровенны. В этом уверена перегонщица с семилетним стажем Анна Дмитриевна. - Нестабильность рубля и финансовый кризис - на данный момент несущественная причина, - уверена Анна Дмитриевна. - Главное - это повышение таможенной пошлины на ввоз в Россию кузовов и номерных агрегатов автомобилей. Всем известно, что сегодня большинство автомобилей из Японии привозят «конструкторами», то есть двигатель и кузов едут отдельно, как автозапчасти - без документов. В России машины собирают, оформляют на них документы и продают. До недавнего времени это было гораздо дешевле, чем ввозить целый автомобиль. В начале ноября пошлина на ввоз «конструкторов» увеличилась на 15 процентов. Минимум настолько должна подняться и рыночная цена машин. Хотя это только начало. Уверена: как только будут распроданы все «конструкторы», привезенные по старым ценам, стоимость на вновь ввозимые авто резко поднимется. Удар по «ветеранам» С повышением пошлины на ввоз кузовов и номерных агрегатов уже пострадали не только те, кто покупает «конструкторы». Новые правила ударили и по владельцам стареньких «японок», которые, отъездив по российским дорогам несколько лет, должны были быть проданы на разбор по символической цене. Техпаспорта на эти машины пользовались спросом и «уходили» в руки перегонщиков за 50 - 60 тысяч рублей. Под эти документы привозили те самые «конструкторы». Сейчас ситуация изменилась. По словам продавцов автомобилей, в последние две недели документы даже на самые популярные марки «Тойот» с трудом можно продать за 10 - 20 тысяч рублей. - Никто не знает, что делать дальше, как повернется рынок в новых условиях, - размышляет владелец магазина автозапчастей Сергей Малышев. - Поэтому большинство моих коллег пока только пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Считают, думают, стараются «сделать запасы», то есть успеть вывезти из Японии как можно больше «конструкторов» до 14 ноября ня, когда постановление вступит в силу. Покупатели тоже выжидают -почти ничего не берут. Повышение пошлины - серьезный удар по всем. Пока это единственное, в чем можно быть уверенным. Ведь если цены на японские подержанные автомобили станут запредельно высокими, покупать их перестанут, а значит, и возить смысла нет. Можно представить, насколько обеднеет наш регион. Ведь на купле-продаже японских машин сегодня зарабатывают многие амурчане, хабаровчане, приморцы. Банковский автостоп «АП» также решила проверить слухи о том, что для амурчан становится недоступным автокредитование. Наш корреспондент обратился в отделения некоторых банков с просьбой предоставить ему этот вид потребительского кредита. Оказалось, что наши земляки, желающие купить машину в кредит, по-прежнему могут на это рассчитывать. Правда, некоторые банки все-таки отказались от предоставления данной услуги, а условия, на которых в настоящее время банки выдают кредиты, ужесточились. Росбанк Больше не выдает амурчанам автокредиты на приобретение подержанного транспорта. Работники банка утверждают, что это явление временное, но когда услуга вновь станет доступной, прогнозов не дают. «Выдача кредитов на приобретение автомобилей с пробегом в нашем банке приостановлена в связи с увеличением потребительского спроса», - пояснил специалист кредитного отдела банка. Сбербанк Кредит на покупку автомобиля выдают на срок не более 3 лет. Для того чтобы взять в долг у банка до 300 тысяч рублей, вам придется найти одного поручителя. Сумма свыше 300 тысяч потребует поручительства двух лиц. Процентная ставка по данному виду кредита - около 18 процентов годовых. АТБ Выдаст автокредит на срок до 5 лет, без поручителей. Максимальная сумма, на которую может рассчитывать заемщик, - полтора миллиона рублей. Ежемесячный платеж составит от 32 до 40 процентов годовых, а приобретаемый автомобиль будет находиться в залоге. ВТБ 24 Предлагает сложную систему автокредитования, которая оговаривается индивидуально с каждым заемщиком. Общие условия - возраст приобретаемой машины должен не превышать 9 лет на момент окончания платежей по кредиту. Кроме того, транспорт в обязательном порядке страхуется по системе КАСКО. Процентная ставка - от 16,5 до 17,5 процента годовых. Райффайзенбанк Кредитует только тех клиентов, которые приобретают автомобили через специализированные фирмы - автодилеров. Взять автокредит на самостоятельную покупку подержанного авто в этом банке не удастся. Дорогое будущее Между тем эксперты утверждают, что не за горами очередное подорожание новых иномарок. На днях появилось сообщение о том, что по поручению Владимира Путина комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике под председательством Виктора Зубкова внесет на рассмотрение правительства предложения по повышению таможенных пошлин на иномарки. Ожидается, что федеральная власть одобрит их в ближайшее время, а действовать они начнут, скорее всего, с января 2009-го. В этом случае ввозная пошлина на все иномарки от года до пяти лет увеличится с 25 до 30%. Что касается судьбы «конструкторов», то прогнозы в отношении их волнуют в основном дальневосточников - в западной части страны, где более популярны европейские авто, такой способ ввоза автомобилей считают варварским. Среди наших земляков, занятых в автобизнесе, на сегодняшний день наиболее популярными остаются две версии. Одни считают, что в ближайшем будущем такое явление, как «конструктор», себя полностью изживет. Другие полагают, что многотысячная армия перегонщиков найдет способ, чтобы обойти новые драконовские правила. Например, автомобильные кузова станут ввозить по частям - в распиленном виде, а затем, сварив и покрасив, будут продолжать собирать «конструкторы», обеспечивая тем самым потребителя сравнительно недорогими, но и небезопасными авто.