Причем право это пожизненное. Судя по всему, ветхим это одноэтажное здание останется навсегда. Даже невооруженным глазом, даже не сведущему в строительных делах человеку видно: старую школу дороже отремонтировать, чем построить новую. Стянутое по всему периметру арматурой, швеллерами, оно грозит разрушиться в любой момент. Тронь только одну из стен - строение рассыплется как карточный домик. А тут надо повсеместно менять и кирпичную кладку, и прогнившую крышу. - Здание держится на честном слове, - сокрушается директор Хохлатской СОШ Анатолий Наумов. - Когда был у нас капитальный ремонт? Не припомню, но за время моего директорства, то есть за девять последних лет, еле наскребаем денег на покраску и побелку. Ремонт делаем сами и за свой счет, ведь последние три года в статье расходов «Текущий ремонт и содержание здания» стоят только нули. Не успеваем заделать одни дыры, как появляются другие. Школа как решето Дыр этих в школе действительно масса: в каждом кабинете, на каждой стене, на потолках. Не школа, а сплошное решето! Такое ощущение, что тут «перессорилось» все: стены отделяются от крыши, двери и окна дистанцируются от стен, а последних не желает держать фундамент, изъеденный грибком. Впрочем, почему только ощущение? Это явь! Щели, трещины, отмостки Анатолий Васильевич вместе с мужской половиной педагогического коллектива замазывают, заклеивают, заливают постоянно. Регулярно меняют часть сгнившего пола у всех наружных стен. Но все равно деревянные полы прогибаются, как качели, и в коридорах даже в безветренную погоду тихо покачиваются шторы. А в морозную? Через дощатые двери уходит все тепло. - Сидишь после занятий в тишине, и слышно, будто школа вздыхает. То в одном углу хрустнет, то в другом что-то осядет, - замечает директор СОШ. - За ребятишек очень беспокоюсь. Один кабинет мы были вынуждены закрыть: там потолок обвалился сильно. А в другом наружную стену даже выпучило - как бы беды не случилось! А про наш спортзал я вообще ничего не скажу - сами увидите. Увидели: там нет привычных для этого места спортивных снарядов типа колец, канатов, шестов. Не к чему их крепить, подвешивать! Крыша прохудилась давно и настолько, что пришлось даже на потолке делать косметические заплаты. Не до колец - быть бы живу! А из семи огромных окон «зашиты» досками три: темновато стало в спортзале, но хоть ветер не гуляет. - Еще один такой обильный снегопад, как в ноябре, и крыша в спортивном зале не выдержит. Это факт, - считает Анатолий Наумов. - А ваша металлическая стяжка под крышей здания не лопнет от такого напряжения? Арматурные прутья тоже невечны. - Вы правы, здание «гуляет». Сколько мы каустической содой ни обрабатывали кладку, грибок не исчез. Кирпич во многих местах крошится, и на чердачное помещение уже несколько лет никто не поднимается, чтобы проверить состояние крыши. Опасно! Снизу видно, как стропила прогнулись, что тогда о самом перекрытии говорить? Пять часов на дорогу Вот в таких условиях учатся 90 мальчишек и девчонок, проживающих не только в Чергалях, но и в соседних селах. В бывшем приспособленном школьном здании села Братолюбовка сейчас разместился Дом культуры, закрылись малокомплектные школы в Райгородке и Смоляном. Детей везут за 8 - 10 километров в Хохлатскую СОШ. А если и она придет в негодность из-за своего почтенного возраста, точнее из-за ветхости? Что тогда? Ближайшие учреждения образования находятся уже не в нескольких километрах от домов учащихся. По тридцать и более километров придется ехать ребятам каждое утро на занятия в Амаранку или райцентр. В этих школах тоже недобор, и учителя будут рады новому пополнению с учетом сегодняшнего подушевого финансирования. Но в Амаранке под школу отведено общежитие, которое по правилам СанПиНа не соответствует школьным требованиям. - Из-за небольших окон в наших учебных кабинетах слабое естественное освещение, - говорит директор Амаранковской СОШ Галина Волкотруб. - А если включим везде свет, то может не выдержать электропроводка. Зданию тоже более сорока лет. Кроме того, у нас барахлит отопительная система. Сколько ни промываем радиаторы - пользы мало! В двухэтажном здании нет ни воды, ни туалета. Так что наши ученики вынуждены довольствоваться малым. В Ромнах состояние школьного здания на порядок лучше, да и свободных ученических мест тут предостаточно. Но разве это выход - возить детей на занятия за десятки километров от дома? - У нас одна средняя школа на семь сел, - говорит глава Чергалинской сельской администрации Людмила Привалова. - Сейчас по полтора часа едут школьные автобусы, пока соберут и развезут всех детей. А тогда придется тратить на дорогу по пять часов. Представляете, надо будет ребенка к шести утра поднимать, чтобы успеть вовремя на занятия? А когда он вернется домой после школы? К вечеру! - Может быть, лучше открывать школы-интернаты? На мое предложение сразу же посыпалось в ответ: «Нет, ни в коем случае!» Аргументы были различные: от ссылок на финансовые сложности (содержание интернатов обходится в весьма солидную сумму) до нравственных проблем. И сельчане правы. При живых родителях ребенок будет находиться вне дома неделями. Что из этого может быть - не мне вам объяснять. В результате собравшиеся в директорском кабинете пришли к такому нерадостному мнению: не придется ли и в 21-м веке в их отдаленном малонаселенном районе Приамурья возить детей в школу на санях и тракторах, как это было полвека назад? Более того - идти за знаниями пешком, через тайгу? Не хотелось бы, подытожили мои собеседники. Но что делать? В ожидании беды На ремонт Хохлатской СОШ у Чергалинской сельской администрации нет денег: ей самой не хватает 300 тысяч рублей на содержание аппарата. Рассчитывать на собственные средства школа тоже не может: возрожденная в прошлом году учебно-производственная бригада еще только набирает силу. Да и сколько надо будет сеять сои, овса, какой собирать урожай, чтобы заработать те самые десятки миллионов рублей, нужные для капремонта здания? Нет, это нереально. Пока заработанного хватает на удешевление обеда в школьной столовой да на исполнение давнишней мечты всего коллектива - покупку мультимедийной установки. Так что жить сельской школе в карточном домике, стянутом арматурой, видимо, еще не один год. Жить и болеть. «На данный момент у нас заболело 15 учеников из 90, - пояснила учительница начальных классов, а заодно солидный педагог и заместитель директора Людмила Стародубова. - А осенью и весной из-за грибка в стенах начнут страдать учителя, больные хроническим бронхитом». Жить, не переставая мечтать. «Уюта и тепла мы больше всего хотим» (заместитель директора СОШ, химик и биолог Ольга Вавилова). Жить в ожидании беды. В школе учителя жаловались, что за учебный год им приходится по нескольку раз менять замки в кабинетах - дверные проемы тут постоянно перекашиваются. А может, их не надо и вовсе закрывать? Чтобы было в случае чего куда бежать из этого «гуляющего» здания с прогнившей крышей... с. Чергали, Ромненский район.