Стройка дружбы Принадлежать семье, группе, коллективу - это естественное желание человека. Но в большом коллективе, где работают сотни и тысячи людей, отношения не могут держаться только на одной симпатии. Корпоративный дух нужно поддерживать. Поэтому HR-менеджеры (специалисты по управлению персоналом) всегда ломают голову над тем, как правильно организовать совместный досуг коллектива. Термин team building в переводе с английского означает «построение команды». Существует целый ряд мероприятий, которые позволяют эффективно поднимать корпоративный дух среди коллег. Это может быть масштабное торжество, посвященное дню профессии или юбилею компании, а может - просто небольшая вечеринка в конце рабочей недели, где всем коллективом обсуждаются ее итоги. Кстати, именно профессиональные праздники амурские компании отмечают с наибольшим размахом. - Налаживание корпоративных коммуникаций в нашей компании поставлено достаточно хорошо, - говорит начальник сектора информационно-аналитического обеспечения Амурского филиала ОАО «Дальсвязь» Евгения Зимина. - Любые наши мероприятия - многочисленные, потому что у нас трудятся более 1,5 тысячи человек. А проводятся они регулярно: отмечаем День связи, Новый год, 8 марта и 23 февраля. Каждый такой корпоратив несет смысловую нагрузку - объединять сотрудников. Организуя их, мы используем самые разные форматы: начиная от концертов, где чествуем ветеранов и вручаем грамоты отличившимся, и заканчивая спортивными соревнованиями. Самый любимый корпоративный праздник - это, конечно, Новый год. Его празднуют все: от небольших частных компаний до огромных корпораций. И уже сегодня амурчанам надо позаботиться о том, где он состоится. Ведь, как показывает практика, в конце ноября практически невозможно найти свободные места в кафе и ресторанах. В некоторых компаниях новогоднюю вечеринку принято справлять нетрадиционно - в виде костюмированного бала. Например, в Амурском филиале «Дальсвязи» прошлый декабрьский корпоратив превратился в «Гангстерскую вечеринку ». Шляпы, сигары, оружие, красивые женщины - обязательные атрибуты того праздника. Если продолжать говорить о связи, то в век GPSR-технологий значительный вес приобретает виртуальное общение сослуживцев. Особенно это касается крупных компаний, филиалы которых разбросаны по разным регионам. Поэтому сегодня многие организации имеют не только свои сайты в Интернете, но и внутренний информационный ресурс - Интранет. И это тоже элемент корпоративной политики. К внутренней сети подключены компьютеры всех сотрудников. В этой корпоративной «паутине» хранятся новости компании, рабочие документы, личные архивы, коллективные фотографии и масса всяких нужных «ненужностей». Кстати, в редакции «АП» тоже существует своя «виртуалка». Связанные веревкой Удачный вариант для поднятия корпоративного духа - пикники на природе и игры на свежем воздухе. Особенно те, что нацелены на дружное преодоление препятствий. Здесь есть возможность развернуться фантазии, но в последнее время все чаще компании организацию «природного досуга» доверяют специалистам. - Нынешний день филиала, а он в июле, мы отметили более чем непривычно - устроили баталию, в основе которой игра в пейнтбол, - говорит директор Амурского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Сергей Саляев. -Все действия разворачивались в загородном клубе «Кантри». Очень необычно было увидеть на «полях сражений» верблюда в камуфляжном наряде. Да и сотрудники приятно удивили - я даже не подозревал, что у нас столько талантов! На втором месте по популярности - «веревочные» курсы. Это классика team building, их придумали американские психологи, которые утверждают, что командам, прошедшим эти испытания, гарантировано 100-процентное единство. В Благовещенске предлагают только курсы низкого уровня (имеется в виду высота, на которой натянуты веревки), но и его для непрофессионалов достаточно, чтобы выпустить адреналин. Все задания игроки выполняют на высоте двух-трех метров от земли и без страховки. Надежда одна - только руки сослуживцев, которые стоят внизу. Травм в таких испытаниях обычно не бывает, но на всякий случай организаторы приглашают на природу медика. Кузница спортсменов Чем здоровее работник, тем работоспособнее, поэтому спортивные соревнования среди амурских компаний проводятся по нескольку раз в год. Более того, некоторые организации арендуют спортзалы, где бесплатно могут заниматься их сотрудники. Как, например, Благовещенское отделение Сбербанка России. - Подход к спорту у нас в компании очень серьезный, - признается начальник сектора № 1 отдела инкассации Благовещенского отделения Сбербанка России капитан сборной команды Александр Мадеев. - Бильярд, боулинг, волейбол, футбол и настольный теннис - в этих видах спорта наши сотрудники принимают активное участие. У нас есть ряд негласных лидеров, которые поднимают всех остальных, организовывают болельщиков. В первой декаде ноября проходили соревнования по футболу, участвовали семь банков. Футбол - наш конек, эти соревнования обязательно нужно видеть. Нередко бывает, что спортивные мероприятия проходят в несколько этапов. Как, например, в Амурском отделении «ВымпелКома»: дальневосточная сборная по боулингу из четырех человек потом представляла весь регион. Учат не только в школе Тренинги, конференции, съезды и курсы повышения квалификации - тоже немаловажные элементы корпоративной культуры. Может быть, не столь массовые и не такие веселые, как пикники на природе, но необычайно полезные. Поскольку дают возможность сотрудникам подниматься по карьерной лестнице. - Для поднятия корпоративного духа мы проводим всевозможные конференции и конкурсы профессионального мастерства, - говорит главврач Амурской областной клинической больницы Василий Лысенко. - На них мы приглашаем специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга и Хабаровска. Чтобы наши врачи не чувствовали оторванности от центра и могли повысить квалификацию, мы отправляем их учиться в центральные и зарубежные клиники. Ежегодно проводится конкурс «Лучший врач АОКБ» - по пяти номинациям: терапевт, хирург, акушер-гинеколог, врач-диагност и врач поликлиники. В течение года победители получают ежемесячную добавку к зарплате в размере 1,5 тысячи рублей. По словам Василия Анатольевича, не обделенным остается и средний медицинский персонал - в областной больнице каждый год проводится традиционный конкурс медсестер. Помимо дипломов, лучшие сестрички получают денежное вознаграждение: 1,5 тысячи, тысяча и 500 рублей соответственно за первое, второе и третье места. Кстати, областная клиническая больница - самое крупное бюджетное учреждение в Приамурье - здесь работает около двух тысяч человек. К слову сказать, особое отношение в крупных амурских компаниях к новичкам. В частности, в областной больнице в конце октября для молодых специалистов проводится «Посвящение в профессию». В этом году его совместили с Днем пожилых людей: «новобранцев» в работу посвящали ветераны амурской медицины. А вот в компании «ВымпелКом» пошли еще дальше - здесь действует программа кураторства. Когда поступает новый сотрудник, к нему закрепляют более опытного наставника. Кстати, наивысшая награда у этого сотового оператора -это бриллиантовая пчела. Обладателей такого ценного подарка связисты в шутку называют «почетными пчеловодами». На Дальнем Востоке эту награду имеет только директор камчатского филиала. Кроме того, во многих крупных организациях нередко выпускается собственная газета или журнал. Обычно ее тираж соответствует количеству сотрудников, иногда печатают дополнительные экземпляры - для партнеров по бизнесу. Например, в Амурском филиале ОАО «Дальсвязь» ежемесячно выходит одноименное печатное издание. В нем рассказывается о достижениях и увлечениях сотрудников, стратегии компании. Корпоративная символика также призвана объединять сотрудников. Это разноцветье воочую можно увидеть на общегородских мероприятиях - таких, как День города, когда по улицам Благовещенска шествуют разукрашенные трудовые колонны. Как видно, сегодня корпоративы являются особой формой производственной культуры, без которой современные компании, нацеленные на успех, просто не могут существовать. Ведь эти мероприятия не только воспитывают в коллективе командный дух, но и устремляют сотрудников к покорению новых вершин, к карьерному росту даже в стенах компании. Мнение профессионала Анна Логинова, арт-директор праздничного агентства «Аэлита»: Мы предлагаем людям то, что поддерживаем в своей компании. В течение же года мы проводим как минимум три корпоратива - Новый год, день рождения агентства и выезд на базу отдыха. А свои программы выстраиваем так, чтобы сначала было все интересное и полезное, а потом уже «выпить-закусить». Сегодня в Благовещенске популярностью пользуются всевозможные тренинги, пейнтбольные и боулинг-турниры, «веревочный» курс, арбалетная стрельба. Что касается пейнтбола, то здесь у нас есть свой бонус - ящик пива победителю и ящик воды проигравшему. Хорошей традицией стало проводить корпоративный Новый год. Праздничный сценарий мы составляем с учетом пожеланий сотрудников и особенностей фирмы. В этом году, например, подготовили два сценария - классический и оригинальный. Последний посвящен году Быка - «Родео по-русски». Это смесь американо-русского Нового года, где есть и Санта-Клаус, и Дед Мороз.