Вопрос на засыпку Именно так большинство ребят самого разного возраста воспринимали предложение спецкора «АП» назвать имена героев Великой Отечественной войны. Это был первый из трех вопросов, которые мы задавали ученикам восьмых - одиннадцатых классов. Идея провести мини-тест на знание современными школьниками нашей героической истории родилась во время работы над проектом «Афганский излом». В региональный Союз ветеранов Афганистана пришли семиклассники одной из городских школ, чтобы познакомиться с музеем боевой славы. Заместитель председателя правления Ольга Павлова пригласила ребят в святая святых ветеранской организации, где бережно хранится память о земляках, которые сложили голову в «горячих точках». - Мы показали им клипы, мюзикл «Афган». Все это произвело на мальчишек и девчонок большое впечатление. Они задавали много вопросов. Я в свою очередь поинтересовалась: «А на каких героических примерах вас сегодня воспитывают? Кто для вас герой?» Все сразу потупили глаза. Никто не назвал ни одного имени! - удивлялась Ольга Олеговна. - Хотя у входа в школу, в которой они учатся, весит большая памятная табличка. На ней высечены из бронзы портрет и фамилия выпускника нашего военного училища - Героя России. Тогда с представителями ветеранской организации мы решили посетить школы и выяснить, знают ли ученики историю своей страны. 9 декабря в России отмечался День героев Отечества - повод для разговора на патриотическую тему более чем подходящий. От Колчака до Хабенского Мы предлагали ребятам ответить на три вопроса. Первый, как я уже упомянула, был о героях Великой Отечественной войны. Второй звучал так: «Назовите имена амурчан - героев Советского Союза и современной России». И третьим пунктом опроса было закончить предложение: «Герой - это...» Время на обдумывание мы не ограничивали. Думайте, сколько хотите, только отвечайте честно. Не знаете ответа на вопрос - так и пишите. Больше всего честных «не помню» или «затрудняюсь ответить» было среди учащихся восьмых - десятых классов. Практически половина опрошенных. Среди одиннадцатиклассников таких было примерно четверть. А в ответах на первый вопрос у будущих выпускников лидировали легендарные маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, а также Александр Матросов. Хотя рассказать, какой именно подвиг совершил Матросов, некоторые затруднялись. К героям Великой Отечественной войны благовещенские школьники причислили... (вы не поверите!) русских князей Владимира и Святослава, Александра Пушкина, Василия Теркина - литературного героя одноименной поэмы Александра Твардовского, Владимира Ленина, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Василия Чапаева, руководителей белогвардейского движения Александра Колчака и Антона Деникина. И даже Константина Хабенского, который сыграл роль Колчака в фильме «Адмиралъ». В то же время многие подростки не могли ответить на банальный вопрос: кто такая Зоя Космодемьянская? «Вспомнил! - радостно закричал один из учеников, когда Ольга Павлова показала портрет Зои. - Она летала на бомбардировщике, уничтожала немцев». - Ее еще «ночной ведьмой» называли, - дополнил сосед по парте. - Так это же Нина Распопова, - поправила Ольга Олеговна. - А Зоя Космодемьянская - советская партизанка, казненная немецкими оккупантами в 1941 году. Еще более плачевный результат был с ответом на второй вопрос - о героях-земляках. Некоторые ребята смогли назвать только две фамилии - Артура Волошина и Сергея Бондарева. К числу амурчан - Героев Советского Союза и современной России ребята причислили Муравьева-Амурского, святителя Иннокентия и Владимира Путина. Старшеклассникам представитель ветеранской организации показывала также цветной плакат. На вопрос, кого вы узнаете, все дружно отвечали: «Это Путин!» - А рядом с Владимиром Владимировичем кто? - Лицо знакомое. Где-то видели... - Это же Громов! - не выдержала учитель физики. - А еще класс с гуманитарным уклоном... - Слышали эту фамилию, - закивали одиннадцатиклассники. - Легендарный командарм 40-й армии Борис Громов выводил советские войска из Афганистана, сегодня он губернатор Московской области, - дополнила Ольга Павлова и рассказала ребятам о подвигах амурчан, погибших, выполняя интернациональный долг. Телевидение как главный горе-идеолог Хотя мы вначале не планировали, но по ходу решили опросить и учеников начальных классов. Вопросы, конечно, упростили. Попросили четвероклашек назвать имена людей, которые прославили Россию и кого они считают героями. К нашему удивлению, диапазон интересов у некоторых ребят был значительно шире, чем у старшеклассников. Они вспомнили Ивана Сусанина, Илью Муромца, имена великих поэтов, художников, композиторов, российских императоров - Петра I и Екатерину II. Чаще всего дети упоминали Юрия Гагарина, Иосифа Сталина, Владимира Ленина и Владимира Путина. Из двух четвертых классов один ученик назвал в числе героев-амурцев Сергея Бондарева и погибшего недавно в Южной Осетии выпускника ДВВКУ Артема Цинько. Имена героев Великой Отечественной ребятишки, как ни напрягались, вспомнить не могли. Зато какой бурной была их реакция на вопрос: «А кто такая Ксения Собчак?» - Известная телеведущая. Ведет программу «Дом-2». - Светская львица! - наперебой кричали дети. Тот же эффект вызывали имена Павла Воли и даже Анфисы Чеховой, хотя «сексапильные» передачи с ее участием транслируются поздно, когда дети такого возраста должны уже спать. - Мы уделяем большое внимание патриотическому воспитанию детей, - говорит учитель начальных классов Любовь Овчинникова. - Тесно сотрудничаем и с библиотекой, и с педуниверситетом, проводим классные часы, приглашаем ветеранов на встречи. Нашу работу перечеркивает негативное влияние, которое оказывает на ребят телевидение. Ведь многие родители заняты на работе с утра до ночи, и дети предоставлены самим себе. Отсюда и результат... По пути в редакцию мы размышляли об итогах тестирования. Многие ответы вызывали грустную улыбку. - И все-таки какие у нас хорошие дети! - поделилась впечатлением Ольга Павлова. - Вы видели, как их лица сразу становились серьезными, когда я начинала рассказывать о том, как погибли Волошин, Сливко. Перестали хихикать, ухмыляться. Их это впечатлило. В том, что понятие «герой» сегодня стало размытым, вина не детей, а нас, взрослых. Ребятам надо сказать спасибо за то, что отвечали искренне. Прокомментировать результаты тестов мы попросили учителя истории Елену Каминскую. - Сегодня дети очень мало читают художественной литературы. Я сравниваю прежние выпуски и нынешних учеников, среди них мало по-настоящему читающих ребят, - говорит Елена Николаевна. - Они от телевизора не отходят. Я слышу, как на переменах мои семиклассники обсуждают «Дом-2» и другие передачи со знаком «минус». Количество часов на изучение истории уменьшилось вдвое, в том числе и на изучение Второй мировой войны. Учителя истории возмущаются, но кто б нас услышал? Я считаю, что тенденция на сокращение учебных часов преступна по отношению к детям. Это наш генофонд. Если наши дети не будут знать историю своей страны, сможем ли мы в будущем называться грамотной нацией? Ведь будущее начинается в настоящем. «Герой - это...» «Это человек, который сделал для другого, даже незнакомого, что-то хорошее. Он обязательно должен чем-то выделяться и иметь чувство достоинства». Лена, 16 лет. «Герой - это Вин Дизель. Джеки Чан, Джон Оле, В. В. Путин». 11-й класс, буду поступать в АмГУ. «Это личность, которая совершила какой-нибудь благородный поступок, - не обязательно актер». 17 лет. «Герой - человек, который живет не для себя, а для общества. Добрый, понимающий, бескорыстный. Константин Хабенский». 16 лет. «Это человек, на которого надо равняться. Своими действиями он должен нести добро и благо окружающим». Наталья, 17 лет, хочу стать прокурором области. «Для меня герой - это папа моего дедушки. Он погиб на Великой Отечественной. Память о нем останется в нашей семье». Юля, 18 лет. «Герой - это крутой чувак, который сделал что-то хорошее». 8-й класс. «Это человек, благодаря которому мы до сих пор живем на этой земле. Если бы не герои Великой Отечественной войны, выиграли бы немцы». 10-й класс, 16 лет. «Герой - это Динамит». 10 лет. «Это человек, который освободил нашу страну от татаров, монголов и от фашистов». Дарья, 4-й «в». «Герой - это тот, кто спасает мир». Саргик. «Это Жуков, который провел Красную армию на территорию Германии. И Петр I, потому что запретил праздновать Октябрьскую революцию». Антон. «Герой - это человек, который совершил подвиг, спас человека от смерти, защитил Родину от врагов, сражался в бою и погиб». Нина, 4-й класс.