Не случайно, что именно при Авраменко на знамени Амурской области появилась первая и единственная награда — орден Ленина, врученный за успехи в хозяйственном и культурном строительстве.

«При Авраменко область расцвела»

— Я тогда работал первым секретарем Тамбовского райкома партии, — вспоминает Анатолий Горшков, — мне звонит Морозов. Петр Иванович возглавлял тогда обком партии. Говорит, надо встретить Авраменко. Я в ответ: кто такой, я его не знаю. «Ваш новый первый секретарь обкома, завтра его на пленуме утвердят». Так мы познакомились. Потом Степан Степанович ко мне в район часто приезжал: его интересовала соя, ведь он, как ветеринарный врач, ничего не знал о нашей фирменной культуре. Когда вник — поддерживал всячески, но и требовал так, что и в мыслях не было ослушаться, не подчиниться. Заставил всех аграриев пахать под самую дорогу. Берег каждый гектар амурской земли — отсюда и большой урожай, и хорошее настроение в селах.

Требовательности я от него научился, и это качество мне очень помогло, когда меня назначили председателем областного совета профсоюзов. Ведь в то время каждый коллектив участвовал в социалистическом соревновании. Надо было стимулировать лучших, поддержать и увлечь отстающих. Человек труда был в почете, в чем немалая заслуга профсоюзов.

И еще одно доброе дело Степана Степановича амурчане никогда не забудут: именно он добился лимита на строительство Дворца культуры профсоюзов. Так что это здание в Благовещенске — еще один своеобразный памятник заслугам Авраменко.

Юрию Ширину, начальнику участка управления государственного автодорожного надзора по Амурской области, тоже есть о чем рассказать: он тогда работал вторым секретарем Благовещенского горкома партии, завотделом обкома. Но более всего Юрия Петровича радовали успехи амурской авиации, ведь он долгое время возглавлял «первичку» нашего объединенного авиаотряда.

— Аэродромы и аэропорты в регионе строились массово, — рассказывает Юрий Ширин. — Открывались новые воздушные линии как местного значения, так и центральные. В каждом колхозе и совхозе были сооружены посадочные площадки для малой авиации. Невиданными прежде темпами росли авиаперевозки пассажиров и грузов. Наши летчики помогали проектировщикам, изыскателям, строителям БАМа, Зейской ГЭС...

У такого скачка есть только одно объяснение: Авраменко никогда не стоял в стороне от интересов Амурской области. Себя не щадил во имя общего дела, но того же требовал от руководящих кадров Приамурья.

Квартирами «АП» была обеспечена

— Меня, журналиста и редактора, — рассказывает Леопольд Сарапас, проработавший в «Амурской правде» почти полвека, — в Авраменко привлекало его тонкое понимание роли прессы в развитии общества. Именно при Степане Степановиче обком поспособствовал, чтобы для нашей редакции и типографии было построено здание: сначала на Ленина, 179 (угол улицы Калинина), а затем девятиэтажка, известная в народе как газетный комплекс. А до того, до 1965 года, редакция размещалась в тесном доме с печным отоплением, без водопровода, без телетайпа. Руководитель области был очень требователен к кадрам, даже строг, но и заботился о них тоже «по высшей мере». Так, благодаря хлопотам Авраменко для нашей редакции ЦК КПСС из партбюджета стал выделять деньги для покупки квартир. Причем ежегодно! Благодаря этому свои жилищные условия улучшили все ее сотрудники. Леопольд Феликсович не раз нам, нынешним «амурправдистам», говорил, как жилось тогда коллективу областной газеты. Да, обкомом, лично Авраменко утверждались тематические планы на текущий квартал, но мелочной, занудливой опеки не было. Редактор «АП» избирался в состав бюро обкома партии, то есть входил в состав политического штаба области. Это, безусловно, повышало престиж и влияние газеты: тираж нашей газеты достиг 150 тысяч экземпляров! А как тогда строго спрашивали с руководителей за критические статьи, опубликованные в «Амурской правде»! Ее мнение ценили, а критики боялись...

— Но, — продолжает наш коллега, — Авраменко не был неким «монументом». Сколько раз я с ним тет-а-тет разговаривал по душам!..

«Иной раз было достаточно взгляда»

Каким был уважаемый амурчанами юбиляр, когда руководил областью? «Это был хороший лидер области». «Требовательный и добрый одновременно». «От простого люда не отдалялся — к нему мог попасть на прием любой». «Сам трезвенник, он терпеть не мог любителей выпить». «Нагоняй от Авраменко получали все. Потому мы все знали: раз он сказал — значит нужно обязательно сделать». «Он не только давал задания, но и непременно контролировал исполнение»... Так отзывались о первом секретаре обкома КПСС амурчане, к кому мы обращались, готовя этот юбилейный подарок Авраменко от «Амурской правды».

Кстати, нашу газету Степан Степанович по-прежнему читает. Потому что продолжает жить заботами своей родной области, а где, как не в «АП», узнаешь все, чем живет наш регион? Но, согласитесь, вряд ли кто из подчиненных Авраменко знал его лучше, чем личный водитель Равиль Данкин, 83-летний участник Великой Отечественной войны. За сорок лет работы в гараже обкома партии он возил не одного первого секретаря. Но о Степане Степановиче у него самые добрые воспоминания.

— Ко мне Авраменко относился как к члену своей семьи. Ключи доверял и от своего кабинета, и от квартиры. Всегда подарки дарил и на день рождения, и на 9 мая. До сих пор храню часы и книгу воспоминаний Жукова как самые памятные в жизни подарки. Степан Степанович даже освобождал меня от работы в День Победы — такой это был сердечный человек. Помню, один раз нам надо было ранним утром ехать в район. Его помощника я подвез до обкома за сельхозсводкой, а тот почему-то задержался. Едем к дому Авраменко, а он любил точность, переживаем. Видим — «первый» уже прогуливается по двору. Ну, думаем, все! А Авраменко спокойненько так замечает: «Интересно, кто кого должен ожидать?» И больше ни слова. Хотя иной раз достаточно было взгляда Степана Степановича, чтобы человек сделал оргвыводы на всю оставшуюся жизнь. Уж я это знаю — столько лет поездил с Авраменко по области!

— Это были самые лучшие годы моей жизни, — итожит Равиль Хусаинович. — Такого человека, как Авраменко, я не встречал в своей жизни. Очень компетентный, особенно в сельском хозяйстве, доступный, трудолюбивый. В одном номере гостиницы мы частенько спали. Где вы сейчас такое услышите? Придем, бывало, поздно, уставшие, а он как начнет бумагами шуршать! Что-то сравнивал, выписывал — готовился к очередному совещанию. Так за полночь еле уснешь. Меня часто друзья спрашивали: как ты, Равиль, при строгом характере Авраменко, мог столько лет его возить? Я отвечал всегда так: «От меня ничего особого не требовалось. Только честно работать и знать свое дело». Уверен: то же самое скажут все, кому довелось работать со Степаном Степановичем.

«Об Авраменко — только с уважением»

— Каким Степан Степанович был, я знаю лишь из рассказов своих родителей, товарищей по партии, — говорит депутат Законодательного собрания Амурской области Татьяна Ракутина. — Но меня всегда поражало то, что даже те люди, которые называют себя борцами с коммунизмом, с большим уважением отзываются об Авраменко. Совсем недавно, в начале декабря, мне довелось с нашими делегатами XIII съезда КПРФ побывать в гостях у бывшего первого секретаря обкома. Мы были знакомы заочно, общаемся лишь по телефону, и увидела Степана Степановича я впервые. Что отметила сразу: Авраменко в свои девяносто великолепно выглядит и, что не может не радовать, разбирается в социально-экономической ситуации в области так, будто только вчера переехал в Москву. Ежедневно читает «Амурскую правду», перезванивается с амурчанами, с которыми работал здесь. Трезво мыслит. Компетентен в любом вопросе. За чаем успел дать мне несколько советов, полезных не только для моей работы первого секретаря обкома, но и нужных для депутата Законодательного собрания области. Мы в свою очередь вручили Степану Степановичу медаль «90 лет Ленинскому комсомолу», которой наградил его ЦК КПРФ по представлению нашего бюро обкома.

Кстати, наш Авраменко ровесник ВЛКСМ и «Амурской правды».«Дорогой Степан Степанович! Горячо и сердечно поздравляю Вас со знаменательным событием в Вашей жизни — 90-летием со дня рождения! В этот день я желаю Вам крепкого здоровья, неиссякаемой бодрости и энергии. С большим уважением я отношусь к Вашей семье, Борису Степановичу, Людмиле Александровне, внукам и желаю им здоровья и счастья! Ваш И. Ф. Маврин.

Досье «АП»

С. С. Авраменко родился 13 декабря 1918 г. в с. Шамраевка Велико-Половецкого района Киевской области. В 1941-м окончил Белоцерковский сельхозинститут по специальности ветеринарный врач. С 1942 по 1950 годы главный ветеринарный врач, затем заведующий отделом сельского хозяйства Барабинского райисполкома Новосибирской области. Следующие пять лет был зампредом, а затем председателем этого же райисполкома. Потом работал главным инспектором по животноводству Новосибирского областного сельхоз-управления.

С 1955-го по 1959-й — первый секретарь Барабинского горкома КПСС. По 1964 год был председателем Новосибирского облисполкома. С 9 апреля 1964 года по 29 июня 1985-го С. С. Авраменко — первый секретарь Амурского обкома КПСС. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя — Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, восемью медалями. Делегат XXII — XXVI съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР четырех созывов. Коммунист с октября 1950 года.