Случайно ли два абсолютно разных по жанру и содержанию фильма, но с общей проблематикой открыли киногод в России? Мюзикл Валерия Тодоровского «Стиляги» — размышление на тему предоттепельных 50-х. Еще сильна «скованная одной цепью» серая масса строителей коммунизма, но уже появляются на сером фоне столичного «Бродвея» (улицы Горького, сегодняшней Тверской) первые «подснежники»-стиляги. Золотая и примкнувшая к ней молодежь одевалась в яркие псевдозаграничные шмотки, слушала джаз и рок и пыталась жить своей, отличной от большинства, жизнью. «Серая масса» с комсомольскими значками на груди вооружалась ножницами и устраивала облавы на стиляг, чтобы распороть чересчур зауженные брюки и срезать слишком высоко взбитый кок. Стиляги тусовались по хатам к коктейль-барам, говорили на понятном лишь им языке «чуваков и чувих» с примесью ломаного английского, а комсомольцев боялись как огня. Можно было и поностальгировать по ушедшей эпохе, а можно и передать ее тревоги-надежды (война закончилась, будем жить, но аресты продолжаются, и не факт, что будем). Но Тодоровский, поставивший задачу дать народу фильм-праздник, взял на вооружение радостный аспект этого исторического отрезка. Стиляги — это бунт против системы, но бунт красивый и яркий. Поэтому и был задуман мюзикл с хореографическими вставками и вокальными номерами, которые в качестве клипов вполне могут жить отдельно от фильма. Правда, герои 50-х зажигают под песни перестроечных 80-х, которые, впрочем, тоже уже можно смело отнести к ретро. Стиляги молоды, беспечны и счастливы, несутся по жизни на волне кайфа и драйва. Сегодня, когда самовыражение в одежде воспринимается вполне естественно, трудно представить время, когда только за внешний вид можно было получить реальный срок. Но чего не сделаешь ради любви! Главный герой (Антон Шагин) — студент из коммуналки по имени Мэлс (расшифровывается как Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин) очень символично «теряет» в своем имени Сталина и становится стилягой Мэлом. Он на все готов, чтобы завоевать сердце стильной и совершенно «безбашенной» девчонки Полли (Оксана Акиньшина). Отвязная Полли — дочка аскетичной партработницы (Ирина Розанова), у которой для домашних «с утра построение, вечером перекличка», своим поведением протестует против маминых жестких рамок. Она хочет жить иначе. Впрочем, в фильме нет явного конфликта «отцы и дети». Работяга без затей, отец Мэлса (Сергей Гармаш) относится к новому облику сына с изрядным юмором и спокойно принимает все его выходки: мол, мы в молодости тоже чудили. Отец стиляги Фреда, простой советский дипломат (Олег Янковский), оказывается, в свое время зажигал в фокстроте так, что стилягам и не снилось. Но вовремя одумался и ступил на карьерный путь, что делает и Фред, становящийся Федором, потомственным дипломатом. Отец стиляги Боба (Леонид Ярмольник), отсидевший свое за политический анекдот, держит в прихожей наготове «дежурный чемоданчик», который в перспективе не минует и Боба, попавшегося на продаже рентгеновских пластинок. Кстати, рабочее название фильма — «Буги на костях». Забугорные мелодии писали на рентгеновских снимках и распространяли среди своих. Фильм построен на конфликте серой массы безликой молодежи, единогласно голосующей против инакомыслящих, и стиляг, которые всего-навсего не хотели быть как все. Они хотели быть не лучше и не хуже, а просто другими. Конечно, в фильме многое утрировано, вплоть до костюмов героев — не одевались именно так студенты 50-х, не были такими разноцветно-яркими, как чудо в перьях, и стиляги. Далеко не все студенты были молчаливо-покорным жлобским большинством, и отнюдь не все мальчики-мажоры были так благородны. Более того, если чуть-чуть сместить акценты, то стиляги оказались бы малосимпатичными прожигателями жизни. Но перед режиссером стояла другая задача, да и у жанра мюзикл свои законы. Впрочем, для фильма-праздника в «Стилягах» исторического реализма и так более чем достаточно. Поэтому, возможно, «Стиляги» получились не столько развлекательным мюзиклом, сколько фильмом-размышлением о противоречивом времени и вечной молодости, которой тесны любые рамки. «Пятиминутки ненависти» в мире наизнанку «Обитаемый остров» Федора Бондарчука снят по одноименной социальной антиутопии братьев Стругацких, написанной более 40 лет назад. Гонка вооружений, преследования диссидентов, пропагандистское «промывание мозгов», одураченное население и диктатура интриганов у власти — именно против этих минусов эпохи «митинговала» интеллигенция на кухнях в застойные годы. Стругацкие создали страшный и абсурдный мир, гиперболизированную пародию на тоталитарное государство. Даже удивительно, что роман в начале 70-х был напечатан, правда, по словам одного из авторов, в него было внесено около 900 поправок. Молодой землянин из будущего, красавец с манерами Бреда Пита и гагаринской улыбкой Максим (Василий Степанов) попадает на странную планету Саракш. Ее жители озлоблены и подозрительны, они свято верят в безгрешность «неизвестных отцов», которые ими правят и люто ненавидят «выродков». На Саракше — милитаристская диктатура, мужчины в касках ходят строем, воинственно кричат и бряцают оружием. Раз в день в стране проходят «пятиминутки ненависти», почти как у Оруэлла в романе-антиутопии «1984»: когда «выродки» обнаруживают себя физическими недомоганиями, толпа звереет и набрасывается на них. Гость из будущего замечает, что вся планета уставлена башнями. Ему объясняют, что башни противобаллистические, они спасают страну от вражеских нападений. Но оказывается, что раз в сутки башни транслируют «психоволны», которые заставляют «выродков» корчиться от судорог и боли. Когда Максим больше вживается в реалии этой безумной планеты, от вождей «выродков» он узнает, что на самом деле башни созданы для контроля над сознанием обычных людей, «выродки» страдают от волн физически, но их разум остается в неприкосновенности. И прекрасно понимая ситуацию, они объединяются в подпольные коалиции и рвутся к власти. Более того, Максима посвящают в страшную тайну, что «неизвестные отцы» — это как раз и есть очередные дорвавшиеся до управления башнями «выродки». Саракш кажется землянину, как, наверное, и сегодняшнему юному зрителю, миром наизнанку, где лучшие идеи построения справедливого общества извращены до неузнаваемости, а многое, что кажется ее жителям естественным, рационально необъяснимо. Чего стоит одна только сцена каторжных работ, на которые попадают Максим и его сокамерники Зеф (Сергей Гармаш) и Вепрь (Гоша Куценко). Им предстоит очистить территорию, где оставшаяся после войны техника стреляет и взрывается сама по себе, словно обезумевшая планета воюет сама с собой. В фильме — впечатляющий, продуманный до тонкостей визуальный ряд. Но не это в картине главное. «Обитаемый остров» получился, по мнению критиков, чем-то средним между интеллектуальной метафорой и конвейерным боевиком. Милитаристская диктатура и войны на Саракше дают простор для реализации жесткого и предельно конкретного экшна, с взрывами, стрельбой и брызгами крови, как любит снимать Федор Бондарчук. Тоталитарное общество глазами героя с «незамутненным сознанием», который постепенно знакомится с разными слоями этого странного социума, пытается менять мир к лучшему и даже находит в нем свою любовь — эта тема поднимает фильм до интеллектуальной метафоры. Зрители пока увидели первую часть «Обитаемого острова», снятого как дилогия. Продолжение авторы фильма обещают в марте.

Возрастная категория материалов: 18+