Его представители не скрывают: объемы заказов падают, что ведет полиграфические компании на грань выживания. Легкое дыхание кризиса По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в стране работает 16 тысяч типографий, рынок полиграфии на конец прошлого года оценивался в 7,5 миллиарда долларов. До недавнего времени он рос опережающими темпами: еще в начале 2008 года его оценивали в 4,7 миллиарда долларов. Сейчас же из-за кризиса и, как следствие, сокращения бюджетов издательств и рекламных агентств — основных потребителей полиграфических услуг — о прежнем росте говорить не приходится. Как отмечают участники рынка, пока они держатся за счет постоянных клиентов и «длинных тиражей», которые были оплачены еще в 2008 году. — Мы работаем с постоянными клиентами из Москвы, которые заказывают большие тиражи, — говорит директор издательско-полиграфического комплекса «Успех» Вадим Матылюк. — Кризис пока не сильно отразился, потому что работаем еще по старым заказам, но не исключено, что, когда с ними закончим, может произойти спад. — До нового года количество заказов у нас было такое же, но уже сейчас мы прогнозируем, что спад объемов неизбежно будет, возможно, даже произойдет отток клиентов, — считают в ООО «Полимир». — Цены на свои услуги мы уже вынуждены поднять из-за роста курса юаня, а мы зависим от него, потому что продукцию печатаем в Китае. Пока мы чувствуем легкое дыхание кризиса, а наши коллеги в том же Красноярске и Новосибирске уже в декабре говорили о том, что у них идет очень большое сокращение заказов. Так что у нас пока еще более-менее стабильная ситуация, просто тот кризис до нас еще не дошел. Производители рекламной полиграфической продукции понимают — их клиенты сейчас сами находятся в сложной финансовой ситуации. — Кризис не случайно затронул в первую очередь рекламно-полиграфическую отрасль, — считает менеджер типографии «Радуга» Татьяна Ананьева. — Мы зависим от заказов своих клиентов, а они под влиянием нестабильной экономической ситуации сокращают свои расходы на рекламу. Мы ощутили это сразу после нового года — объем заказов у нас упал процентов на 20. — Двух наших крупных клиентов затронул финансовый кризис, поэтому, заказывая у нас продукцию к новому году, они уменьшили ее объем в два раза, — говорит генеральный директор ООО «Журналистская инициатива» Лариса Мокк. — Настоящий кризис начнется тогда, когда пошатнется благосостояние наших клиентов. Если фирмы будут находиться на грани выживания, то им уже будет не до имиджевой продукции. Бумажный спад Проблемы в полиграфической отрасли подогревает и несовершенная налоговая политика. Производство полиграфической продукции у нас в стране полностью импортозависимо. Все расходные материалы, краски и главное сырье — мелованную бумагу — приходится закупать за рубежом. Тарифы на импорт сырья сверхвысокие: 15-процентная пошлина и 18-процентный НДС. Около 5—7 процентов составляют пошлины на сопутствующее сырье, например типографскую краску. В конечном счете все это оплачивает полиграфист, а затем и заказчик. Западные производители уже в конце 2008 года подняли цены на бумагу. Из-за этого многие типографии также вынуждены поднимать цены, что не способствует притоку клиентов. — У нас все сырье импортное, а из-за резкого скачка доллара и евро после нового года произошло существенное повышение цен, — говорит директор типографии «Зея» Любовь Кондратенко. — Кроме того, поставщики сейчас либо требуют предоплату, либо отказываются выставлять счета. То есть продукцию они готовы отгрузить, а счет выставлять не хотят, потому что рост курса происходит почти каждый день, соответственно они все это пересчитывают. У нас были неприятные разговоры со всеми поставщиками. Сократился и объем заказов. Мы не на грани закрытия, но, думаю, год будет тяжелым. — Стоимость расходных материалов привязана к доллару и евро, поэтому происходит и повышение цен, — подтверждают и в типографии «Радуга». — Мы все покупаем за границей. бумагу, например, в Финляндии, потому что в России никакой, кроме газетной, не производят. Остальные расходные материалы заказываем в Германии, Италии, Японии, и все это дорожает, поэтому, конечно, придется повышать цены. На западе страны сейчас вообще сложилась очень сложная ситуация, там начались проблемы с поставками бумаги, потому что в прошлом году поставщики продали бумагу по старой цене, а Европа уже продает дороже. — У нас на складе бумага еще старого завоза, но сейчас получим груз по новой цене, поэтому в скором времени перепишем ценники на свою продукцию, — говорит Лариса Мокк. — Сейчас, конечно, дешевле печатать в Китае, потому что там другая налоговая политика, низкая стоимость бумаги, там выгодно печатать большие тиражи, но от этого страдают наши типографии, специализирующиеся на крупных заказах. — Несмотря на то что курс юаня вырос, в Китае как было дешевле печатать, так и остается, — считает Вадим Матылюк. — Просто если раньше это было дешевле в три раза, то сейчас примерно в два, но все равно экономия ощутима. По мнению специалистов, пик кризиса в полиграфической отрасли еще впереди. Вероятнее всего, он придется на середину года. Но, отмечая это, большинство руководителей предприятий полиграфической отрасли, чей бизнес пережил кризис 1998 года, подчеркивают, что 10 лет назад все было намного серьезнее. Поэтому полученный тогда опыт поможет пережить и нынешний кризис. По крайней мере тем, кто не брал на себя слишком больших рисков и вкладывался в технологии управления и производств.

Возрастная категория материалов: 18+