Взрывники и нефтяники вынуждены работать при 40-градусном морозе и сильнейшем ветре, чтобы за короткое время пройти русло одной из самых коварных рек Приамурья. О сложностях стройки и ее экологической составляющей — в материале нашего корреспондента. Труба подо льдом Сегодня уже завершена укладка трубы на всем протяжении нефтепровода: от Большого Невера в Амурской области до Алдана в Якутии. Единственной преградой стал переход через реку Гилюй в Тындинском районе. По проекту вести строительные работы на реках можно только зимой. Летом нефтяники с трудом могут подойти даже к ручьям, которые после дождя превращаются в полноводные реки. Сложность заключается в том, что при большой воде не может работать тяжелая техника, нельзя установить буровой станок. Поэтому для водных переходов выбирается самый холодный месяц в году — когда в реках остается минимум воды и есть возможность поместить оборудование на льду. Кроме этого, зимой практически отсутствует миграция рыб, тогда как весной она идет на нерест. — Для того чтобы начать работы на Гилюе, нам пришлось разработать несколько проектов, согласовать их в Ангарске, пройти экологическую экспертизу, — объясняют представители Красноярского филиала «Краснодартрансстройгаз». — Это один из самых сложных участков нефтепровода от Алдана до Большого Невера. Ведь сегодня уже с двух сторон к реке подошли трубы, и чтобы их соединить, строится водный переход. Прокладывать нефтепровод по дну нельзя, так как сильное течение и мощный ледоход могут порвать трубу, поэтому ветка пройдет под дном. Ширина Гилюя — 139 метров, глубина достигает 5 метров. В месте, где пройдет труба, сейчас 1,5 метра льда, столько же воды. Для того чтобы уложить трубу, необходимо выкопать траншею глубиной 4 метра. Для разрыхления промерзшего грунта строители производят взрывы. — На этом объекте у нас работают 2 буровые установки. Здесь применяется специальная взрывчатка, которая длительное время сохраняет свои свойства в воде, — объясняет Иван Шестак, пресс-секретарь группы компаний «Взрывпром». — Людям приходится работать в сложнейших условиях: мороз доходит до 50 градусов, возле реки на открытом пространстве дуют сильнейшие ветры, из-подо льда бьют ледяные фонтаны. Рабочие быстро замерзают, например, мастер отморозил ухо, но жесткие сроки, которые ставят заказчики, вынуждают строителей идти вперед. Рыбаки-экстремалы На время проведения взрывных работ рыбакам запретили нахождение на их излюбленном месте — острове Щучьем. Здесь обычно собираются десятки тындинцев для ловли хариуса, тайменя, ленка, щуки, налима. Но предупреждения строителей нисколько не повлияли на рыбаков: с двух сторон от взрыва любители подледного лова вовсю забрасывают удочки в лунки. — Нам бояться нечего, а вот рыба страдает. Сначала здесь насыпали дамбы, потом перегородили русло, начали взрывать, какая рыба это перенесет? — возмущается рыбак Игорь Старцев. — Я боюсь, что весной здесь ловить будет нечего, ведь это только по проекту нефтяники обещают все привести в порядок, а на самом деле все бросят развороченным и уйдут. Экологический аспект перехода через северную реку волнует не только рыбаков. По мнению представителей природоохранных организаций, это может нанести существенный вред не только фауне Гилюя, но и населению всего Дальнего Востока. Гилюй является единственной крупной рекой на пути первой очереди нефтепровода ВСТО, которая относится к бассейну Тихого океана: сначала впадает в Зею, а потом в Амур. Поэтому в случае разлива нефти пострадают сотни тысяч людей, проживающих вдоль этих рек. — Из-за проведенных в русле реки земляных трубоукладочных работ и изменений в гидродинамике вод возможен размыв ложа под нефтепроводом. В результате провисов могут возникать деформации в нефтепроводе, зачастую являющиеся причиной появления трещин в трубах, — говорит Валентина Дмитриева, сопредседатель экологической коалиции. — Деформации и разрывы на нефтепроводе могут иметь ката-строфические последствия. По проектным данным, в окружающую среду могут попасть до 3500 тысяч кубов нефти. С позицией экологов в корне не согласны нефтяники. Технология прокладки трубы, по их мнению, вероятность аварий сводит к нулю. Во-первых, нефтепровод пройдет под дном на глубине 2 метров, во-вторых, от возможных повреждений трубу обивают доской и перетягивают металлическим жгутом, в-третьих, будет действовать специальная система задвижек, которые в случае аварии будут автоматически перекрывать движение нефти. Сейчас нефтяники ведут усиление льда на реке с помощью дополнительной наморозки, чтобы площадки на Гилюе выдержали мощную технику. Для спуска трубы здесь будет задействовано 6 трубоукладчиков, которые должны будут одновременно уложить в траншею сваренную плеть. В начале февраля строители планируют соединить два берега Гилюя, поставив точку в строительстве трубопровода непосредственно на территории Амурской области. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+