В этом плане кризис сыграл на руку сторонникам «здоровой пищи», т. е. здоровой конкуренции и качественных продуктов. Если банки не захотели заботиться о клиентах, о них позаботился рынок: заморозил выдачу уж слишком быстрых и вредных кредитов. Недавно в газете TheNewYorkTimes было опубликовано письмо работника американского банка, негодующего по поводу алчности своих коллег. Он приводит пример того, как неверно ведут себя банковские служащие, к числу которых принадлежит и автор письма, когда рассматривают заявления о выдаче кредитных карт. «В первую очередь, мы не требуем подтверждения дохода, — сокрушается американец, — и игнорируем данные о способности платить заемщиком по открытой кредитной линии». Далее в письме банкир рассказывает недавний случай из практики. Одна дама, подавшая заявление о получении кредитной карты, будучи безработной намеривалась получить кредитную линию в размере 3 тысяч долларов в месяц. Забив в компьютер данные о заемщике, банковский служащий был ошарашен программным ответом: женщина получила хороший кредитный балл с возможностью открыть кредитную линию до 26 тысяч долларов в месяц! Это при том, что она не имеет никакого собственного дохода и ее муж выплачивает ежемесячно 7 тысяч долларов по ипотечному займу. Система оценки кредитоспособности заемщиков в наших банках не намного отличается от американского образца. Достаточно забить данные о возрасте, образовании, доходе и прочие — и программа через нехитрые формулы выдаст свой вердикт: «выдать» или «отказать». Чаще всего набор статистических данных, а не субъективная оценка кредитного эксперта или комитета, решал судьбу заемных денег. Скорость выдачи кредита сравнялась со скоростью обслуживания в бистро: просто, быстро и жутко вредно. Сторонники здорового питания давно били тревогу: слишком высокие процентные ставки, слишком быстро и легко выдаются деньги. Упрекнуть в безответственности некоторых амурских банкиров можно. В погоне за прибылью приоритет количества стал возвышаться над показателем качества кредитного портфеля. Не каждый кредитный инспектор решится отказать в быстром кредите клиенту, если зарплата многих российских банковских клерков напрямую увязана с пресловутым ключевым показателем объемов кредитования: чем больше выдашь, тем лучше. Несколько лет назад в интервью нашей газете один из руководителей местного банка признался, что такая погоня за прибылью менеджерами «нового поколения» ни к чему хорошему не приведет. Первым «звоночком» стал процент роста невозвратов по потребительским кредитам. Когда дело дошло до криминальных исходов, нужно было принимать решительные действия. В борьбе с кредитным «ожирением» Банк России принялся за составление «черных» списков банков, даже установил обязательный расчет эффективной процентной ставки и выпустил памятку заемщикам. Но только кризис сумел сделать банковский фастфуд не таким доступным. Переход к здоровому питанию начнется только, когда большинство банков вспомнят про социальную ответственность бизнеса. Помимо более качественных кредитных продуктов, банки способны предложить еще много полезных «блюд» клиентам. Вот, к примеру, в Амурскую область лет 10 назад один из банков привозил выставку работ художников-экспрессионистов. Шедевры Сальвадора Дали, Генриха Цилле, Макса Либермана смогли увидеть многие амурчане. Несколько скромнее проявил заботу о клиентах австралийский банк Suncorp. В борьбе за здоровье нации наряду с банковскими продуктами эта организация предлагает солнцезащитные средства для клиентов. Хорошо, когда у населения есть выбор.

Возрастная категория материалов: 18+