Рисование — самое простое и увлекательное совместное занятие, к которому можно привлекать малышей с 9-месячного возраста. Оно развивает воображение, шлифует мелкую моторику, знакомит ребенка с новыми ощущениями, расширяет кругозор. И самое главное — учит ребенка замечать красоту окружающего мира. Психологи по рисунку способны понять страдания и комплексы ребенка, существует даже направление арт-терапия, когда через рисование решаются психологические проблемы. Рисуем пальчиками Малыш после 6 месяцев начинает различать яркие цвета. Если ваш кроха уже уверенно ползает, расстелите на полу ватман или куски обоев, возьмите гуашевые краски (они гипоаллергенны). Рисуйте пальчиками — обмакните пальчик малыша в краску и покажите, как оставлять след на бумаге. Покажите ему пример. Будьте уверены, новые ощущения ребенку понравятся. Этот метод рисования оценят и дети постарше. Вы рисуете елочку, ребенок, обмакивая пальчик в краску, «украшает» ее игрушками. Можно изображать падающие листья, следы неведомых зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка — пальчиком, как топает большой медведь — ладошкой, но еще и воображает себя то кошкой, то медведем. Цветные сказки С ребенком 3—6 лет можно играть в «цветные сказки». Рассказывая малышу «Теремок», можно уточнять, какого цвета домик, какая у него крыша, уточнять окраску героев сказки. Если ребенок предлагает мрачные цвета, можно предложить свои, более радостные варианты. Обратите внимание на иллюстрации к детским сказкам. Можно сочинять и свои «цветные сказки». Это не только возможность улучшить цветовосприятие ребенка, разбудить его воображение и развить его мыслительные способности и фантазию. Знакомьтесь с шедеврами На улице снег. Возьмите синий лист картона, пусть малыш ставит белые снежинки кисточкой с белой акварелью. Покажите ребенку снег на любом пейзаже — на картинах Питера Брегейля, пейзажах Моне или Серова. Рассмотрите несколько картин, по-разному изображающих зиму (к примеру, «Первый снег» Поленова, «Февральскую лазурь» Грабаря и «Март» Левитана). Обсудите, какие цвета использовал каждый художник, чтобы нарисовать снег. По этой же схеме «разберите» изображения леса, моря, гор. В этом вам помогут репродукции картин Шишкина, Айвазовского, Рериха. Живой натюрморт Вместе с ребенком рассмотрите, как расположены на картине предметы и фигуры, откуда падает свет. Затем предложите при помощи более или менее похожих предметов (посуды, цветов, тканей, домашней утвари, игрушек) «оживить» картину, стараясь максимально точно воссоздать композицию, соблюсти светотень. Если детей собралось несколько (например, на детском празднике), они могут разделиться на группы и «загадывать» друг другу картины, принимая нужные позы в наскоро созданном «интерьере». Играем в музей Вы наверняка уже водили свое чадо в музей или выставочный зал. Кстати, поиграть в музей можно и дома. Подготовьте вместе с ребенком экспозицию из открыток и репродукций, смастерите рамки или паспарту из бумаги, сделайте подписи к картинам. Отдельно можно оборудовать «зал современного искусства». Угадали, чьи полотна там будут выставлены? Прекрасно изданные и отнюдь недешевые альбомы по искусству плохо подходят для занятий с малышами. Лучше купить несколько иллюстрированных календарей. Вырежьте иллюстрации и вставьте их в папки-файлы. Получится прекрасный тематический альбом. Порядок — прежде всего Одновременно надо приучать ребенка к правильным приемам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова: малыш должен научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать им. В работе с кистью важно научиться держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; а с гуашью — набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю, промывать кисть сразу после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. После занятий ставить ее на подставку. Не хочет рисовать? Так можно же поиграть. Рисуем чахлое деревце и тучку сверху. Испуганного зайчишку и злого волка. Малыш — смелый спасатель с фломастером, быстро рисует дождь и кусты (или другое препятствие для волка). А потом пусть рисует дорожку от домика, где живет Красная Шапочка, к дому бабушки. Рельсы для паровозика, который везет Доктора Айболита к больным зверушкам. Пешеходную «зебру» для детсадовцев. Психологи советуют Никогда не критикуйте работы ребенка, он рисует как может, но рисует с душой, если постоянно его критиковать, он вообще откажется от занятия. Никогда не дорисовывайте и ничего не улучшайте в работах ребенка, это его обижает. Никогда не учите ребенка рисовать конкретный образ (ножки — ручки — огуречик), это убивает фантазию, накладывает штампы на те или иные изображения. * * * Устами младенца Наши дети — это кладезь неожиданной мудрости и остроумия. Недаром, пока они растут, мы записываем их неповторимые изречения, пересказываем другим членам семьи и друзьям и не устаем восхищаться оригинальностью детского мышления. Взрослым такое в голову уж точно не пришло бы. Сегодня мы публикуем высказывания 4-летней жительницы Благовещенска Нади Кузьминой, записанные ее мамой. 2 года (Ложится спать.) — Мама, не выключай свет. Я сон не увижу. * * * — Я там черный сахар рассыпала (разорвала пакетик с заваркой). * * * (смотрит в окно.) — Ой, собачка бежит. Ты куда бежишь, собачка? Домой, на дерево? 3 года — Бабушка, ты зачем нагибаешься? Ты же старенькая! Пусть папа нагибается, он новенький. * * * — Ну вот, мама, бусики надели, и теперь ты красотка однозначная! * * * — Мама, ты папу не трогай! Когда я вырасту, он выйдет замуж за меня, а ты себе парня найдешь. * * * (играет со зверушками.) — Здравствуйте, дети! Смотрите, кого я вам привела. Это мама. Она будет у нас учительником. * * * — Мама, а яблоки где растут? — На дереве. — А помидоры? — На кустике. — А пельмени? * * * — А я хочу работать покупателем! * * * (увидела на улице дымящийся окурок.) — Мама! Смотри, сигарета сама курит! 4 года — Папа, не вмешивайся в маму! * * * — Мама, а с чем эта конфета? — С абрикосом. — Нет, мама. Видишь, здесь елки нарисованы, значит, конфета с елками. * * * (ковыряется в еде.) Мама: Надя, кушай. Еда — это жизнь. Надя: Нет, мама. Еда — это не жизнь. Любовь — это жизнь! * * * — Что, Надя, папа прогнал? — Нет, он меня обнял. Он не может меня прогнать. Я же не мама. * * * — Вот срублю потолок под самый корень, и накажу соседей! Если вы хотите поделиться с нами радостью открытий, сделанных вашими крохами, присылайте изречения ваших малышей в редакцию по адресу: 675028, Благовещенск, ул. Калинина, 126, «Амурская правда» — «Детский остров». Можно писать на электронный адрес [email protected] Присылайте и фотографии маленьких авторов словесных жемчужин. Область должна знать своих героев! * * * Проверь себя Получится ли из тебя секретный агент? Хотите стать секретными агентами? Тогда поскорее ответьте на вопросы и узнайте свои шансы. 1. Я знаю, что Африка - это: а) место, где Танечка и Ванечка встретили Бармалея; б) страна, где всегда жарко; в) третья по величине из 5 частей света и второй по величине после Евразии материк. 2. Я человек физически выносливый: а) да, только перед тем как вынести себя утром из постели, люблю полежать подольше; б) хоть и не люблю ходить с мамой по магазинам, да еще помогать нести сумку, но иногда приходится; в) чтобы стать сильным и выносливым, каждый день делаю зарядку и занимаюсь спортом. 3. У меня хорошо развита память: а) да, только все время забываю, что задали на дом; б) помню всех книжных героев, но не могу вспомнить, кто эти книжки написал; в) я тренирую память специальными упражнениями. 4. Я отличаюсь наблюдательностью: а) точно, обожаю считать ворон; б) если стены соседнего дома покрасили, я это пойму, когда все начнут удивляться; в) когда иду из школы, замечаю, что вчера слой снега был гораздо чище. 5. Я уверенно ориентируюсь в незнакомой местности: а) если со мной рядом родители, проводник и компас — то да, если нет, начну громко реветь; б) всегда можно спросить дорогу домой у старших или позвонить маме по мобильнику; в) мне всегда помогут наблюдательность, собранность и смелость. 6. Я умею работать в группе: а) да, только если группа не будет кричать, что я все время отстаю; б) если это не группа неудачников, то легко; в) приспособлюсь к работе в любой группе, если нужно, стану лидером, главное — результат. 7. У меня железная сила воли: а) никак не пойму, что это такое; б) да, если это не касается поедания сладостей, уж тут я никак не могу удержаться; в) слово «надо» для меня закон. Теперь за каждый ответ а поставьте себе 0 баллов, за ответ б — 1 балл, за ответ в — 2 балла. Подсчитайте результат. Вы набрали: 0 баллов — более избалованные и ленивые дети, чем ты, встречаются редко. Немедленно вспомни слово «дисциплина». Если не знаешь, что это такое, спроси у родителей. 1—7 баллов — ты оцениваешь себя объективно, и это уже хорошо. Но тебе нужно серьезно поработать над собой! 8—13 баллов — у тебя хорошие шансы, только нужно еще немножко подтянуться. 14 баллов — поздравляем, тебя уже прямо сейчас можно принимать в секретные агенты! 15 баллов и больше — слушай, да у тебя проблемы с математикой...

Возрастная категория материалов: 18+