Наверное, именно боевой характер руководителя помогает службе в непростой ситуации выживать, технически вооружаться и строить планы на будущее. Об этом, а также о взаимоотношениях с властью, кадровом голоде и отечественном автопроме шел разговор в редакции «Амурской правды», гостем которой стал главный гаишник области. Герои народного юмора — Александр Иванович, про инспекторов ГАИ ходят сотни баек и анекдотов. Вы не обижаетесь? — Я не вижу в этом ничего плохого! (смеется). То, что столько анекдотов именно про инспекторов ГИБДД, мне даже приятно. Это связано с тем, что ГАИ наиболее часто встречается с населением, а в ходе таких тесных взаимоотношений возникают и курьезные ситуации. — У вас есть любимый анекдот? — Какого-то одного нет, поэтому сказать трудно. Кстати! Вспомнил один из последних. Пост ГАИ. Молодой сотрудник останавливает водителя, дает ему 100 рублей и просит проезжать дальше. Водитель, ничего не понимая, берет деньги и уезжает. Останавливает второго — дает ему 300 рублей, третий — 500 рублей. В это время выбегает начальник поста и кричит инспектору: «Ты что делаешь?! Совсем крыша поехала?!» Инспектор невозмутимо: «Место прикармливаю!» — А если серьезно, то насколько актуальна проблема злоупотреблений в вашей службе? — Такие негативные факты есть, и мы их не замалчиваем. В прошлом году в отношении шести сотрудников ГИБДД возбуждены уголовные дела за превышение должностных полномочий, в том числе за получение взятки. Думаю, для многих это стало хорошим уроком. У людей есть соблазн, поэтому есть и злоупотребления. Но такая ситуация не только в милиции, но и в органах власти, в медицине, в образовании. Служба без привилегий — Александр Иванович, назовите самые острые проблемы амурской Госавтоинспекции. — Главная, конечно, кадры. Уровень автомобилизации в стране очень высокий: если в 2006 году в России прирост парка автомобилей составил 900 тысяч единиц, в 2007-м — 2 миллиона 800 тысяч, а в 2008-м количество транспортных средств увеличилось уже почти на 3 миллиона. При этом в нашей службе изменений в штатной численности не было, это только в планах. Поэтому самая острая проблема — отсутствие кадров. Только в Благовещенск, чтобы улучшить качество надзора за участниками движения, необходимо срочно добавить человек 100 инспекторского состава. Ведь ГАИ — такая служба, которая не только обеспечивает безопасность дорожного движения, но и охрану общественного порядка при проведении всех городских мероприятий: общественных, культурных, спортивных. Я уже как-то говорил, что в соответствии с Указом Президента РФ от 1993 года Благовещенск должны обслуживать 664 сотрудника ГАИ, однако у нас до сих пор работает рота в 100 человек, то есть в 6 раз меньше. Поэтому хотелось бы, чтобы наш губернатор и правительство Амурской области внимательнее отнеслись к этой проблеме и нашли возможность добавить нам не только сотрудников, кроме этого, их нужно одеть, обеспечить служебным транспортом, ГСМ, оперативно-техническими средствами и т.д. — Как сегодня можно попасть на работу в ГАИ? Как проходит отбор? — Я, прежде чем попасть в ГАИ, год отработал в патрульно-постовой службе. Тогда конкурс был огромный, работа инспектора считалась очень престижной, поэтому меня взяли только, когда освободилось место. А сейчас мы чуть ли не с сачками бегаем — заманиваем в милицию. Большого выбора нет. Помимо этого, наблюдается большая текучесть кадров, некоторые увольняются, так как немногие справляются с тяжелыми, «мужскими» условиями службы. Это неправильно, но нам нечего предложить людям. Сегодня средняя зарплата инспектора — от 10 до 12 тысяч рублей. Люди шли бы работать и за эти деньги, если бы были социальные гарантии, например, как у военнослужащих, служебное жилье, а после 10 лет — жилищные. У нас этой привилегии нет. А если бы молодой человек, пришедший работать в милицию, знал, что через 10 лет получит квартиру, он бы работал. Если бы мы построили общежитие для молодых сотрудников, то могли бы подбирать сотрудников из других городов и районов области. Заработать на жилье на нашу зарплату — нереально. В итоге все это приводит к тому, что мы не можем подобрать на службу людей с опытом и образованием. Поэтому и возникают факты невежливого и незаконного обращения инспекторов с участниками движения. — Как можете оценить материально-техническое оснащение службы? — Слабое. И если проблема будет решаться такими же темпами, то на оснащение современными техническими средствами уйдут годы. Если говорить об автоматизированных комплексах, то они очень дорогие — один стоит примерно от 40 до 60 миллионов рублей. А на всю программу повышения безопасности дорожного движения в 2009 году запланировано 17 миллионов рублей. Приобрести такой комплекс — для нас мечта, поэтому мы идем более дешевым путем. Так, мы купили несколько десятков приборов видеофиксации нарушений, так называемых «Визиров», цена одного — 80 тысяч рублей. С их помощью можно фиксировать такие нарушения, как превышение скорости, выезд на полосу встречного движения. Это хорошая вещь, которая помогает предоставлять серьезную доказательную базу в спорных случаях. При этом мы приносим области реальные деньги — в прошлом году ГАИ от своей деятельности перечислила в бюджеты городов и районов Приамурья около 100 миллионов рублей. Поэтому нам бы хотелось, чтобы правительство и Заксобрание пошли нам навстречу. Ведь сегодня вы нам купите один «Визир» за 80 тысяч рублей, а через год благодаря ему бюджет получит сумму в 5—10 раз превышающую стоимость этого прибора. И параллельно мы сможем влиять на нарушителей, так как они будут знать, что не смогут избежать наказания, поэтому будут вести себя осторожнее. — Вы уже не первый раз говорите о необходимости поддержки области. А как у вас строятся отношения с властями городов и районов? — Скажу честно, мы крайне недовольны вниманием к ГАИ со стороны органов местного самоуправления, и во многом это пробел в законодательстве. Мы постоянно к ним обращаемся с просьбой принять целевые программы по безопасности дорожного движения. Они могли бы реально повлиять на состояние аварийности, повысить безопасность на дорогах. В трех районах вообще нет таких программ, а там где есть, они носят декларированный характер и не подкреплены реальными мероприятиями. Максимум в программы заложены мероприятия по содержанию дорог — в основном ямочный ремонт. — По статистике основное число ДТП происходит между населенными пунктами или внутри? — Основная концентрация ДТП — от 70 до 80 процентов — происходит именно в населенных пунктах — это общероссийская статистика, и она характерна и для Амурской области. Наиболее беспокойные территории — это Благовещенск, Белогорск, Свободный и Тында. При этом порядка 40 процентов происшествий регистрируется в областном центре. Это вполне объяснимо из-за большого количества автомобилей (четвертая часть от всего в области) плюс транзитный транспорт. Как в Европе — Сколько машин на душу населения приходится в Амурской области? — У нас на учете стоит более 260 тысяч различных транспортных средств. Уровень автомобилизации — количества автомобилей на тысячу человек населения — в Амурской области составляет 298 автомобилей, а в Благовещенске — 304 автомобиля. В России этот показатель в среднем колеблется от 150 до 180 автомобилей. То есть у нас это уровень средних европейских стран. — Каких автомобилей у амурчан больше: отечественных или иностранных? — Из 260 тысяч транспортных средств, стоящих на учете, более 118 тысяч — иностранного производства. Из них более 109 тысяч — автомобили, которые оборудованы правым рулем. Всего иномарок от общего количества транспорта 45 процентов, почти 42 процента — «праворульные». Но не надо забывать, что у нас такая система, что мы не можем снять автомобиль с учета, пока это не сделает сам собственник. Поэтому часть транспорта — это «мертвые» души, которые не эксплуатируются. — Как вы относитесь к призыву пересесть на отечественные автомобили? — Вопрос непростой. Однозначно — сегодня автомобили иностранного производства по своим техническим характеристикам, дизайну, по системам пассивной и активной безопасности значительно превосходят автомобили, производимые на наших заводах. Но у меня есть свое мнение в отношении автомобилей с правым рулем. Когда-то давно кто-то необдуманно разрешил ввоз в Россию праворульных авто, которые не соответствуют нашим ГОСТам, законам о безопасности дорожного движения. Наконец, они противоречат организации дорожного движения в нашей стране. Прошли годы — и вот неутешительный итог: чуть ли не половина амурского автопарка — с правым рулем. Я думаю, это неправильно. Хотя у меня самого праворульный автомобиль. Во время движения в населенных пунктах у меня, да и у большинства водителей, каких-то проблем не возникает, однако в условиях загородной езды эти автомобили действительно опасны. При обгоне транспортного средства не всегда возможно увидеть обстановку впереди (например, если вы обгоняете грузовик или автобус), а следовательно — оценить ситуацию и совершить правильный маневр. Если говорить о поддержке отечественного автопрома, то если у нас не получается делать свои автомобили, то не нужно изобретать велосипед. Надо приглашать иностранных производителей, чтобы они на территории России делали сборку своих моделей. Надо создать для них благоприятные условия, но сказать: со временем автомобили, производимые в России, необходимо экспортировать в другие страны. А, отработав на нашей территории года три, 30 процентов комплектующих деталей необходимо начать производить в России, чтобы дать людям работу. Еще через 5 лет поднять эту планку до 50 процентов. — Александр Иванович, а вас когда-нибудь останавливали ваши подчиненные? Есть штрафы, как у водителя? — Конечно, большинство сотрудников меня уже знают. Но было несколько случаев, когда молодые инспектора останавливали. Как-то летом, в выходные, помчался с дачи в город. На посту у моста через Зею останавливает молодой инспектор. Подходит: «Ваши документы». А я иногда позволяю себе пошутить над подчиненными. Говорю: «Нет с собой». Он: «Пройдемте со мной в машину». Я невозмутимо: «С какой стати я бы с вами в машину ходил?» — «Протокол будем составлять». Я говорю: «Вам нужно, вы и составляй-те. Не пойду!» — «Мы тогда вас силой вытащим». — «А у меня нога болит, я ходить не могу» — «А как вы в машину сели?» Я смеюсь: «Жена на руках занесла». В общем, пока мы с ним беседовали, подошел напарник, который меня сразу узнал. Я говорю: «Что же вы новичков не учите? Почему он законов не знает: не говорит, что я совершил административное правонарушение, двигаясь без документов, поэтому он имеет право задержать меня сроком на три часа для выяснения личности, составления протокола». А штрафов у меня нет! Справка "АП" Александр Иванович Болгов родился 22 ноября 1958 года в Благовещенске. Учился в средней школе № 22. Окончил Благовещенский коммунально-строительный техникум, Благовещенский сельскохозяйственный институт и Хабаровский дальневосточный юридический институт. После армии в 1981 году пришел на службу в ОВД. Прошел путь от водителя отдельной роты ППС до начальника управления ГИБДД. С сентября 2000 года по настоящее время — начальник Управления ГИБДД УВД по Амурской области. Полковник милиции. Женат, имеет двоих детей, двух внуков. Вопросы читателей Житель Благовещенска Валентин Фадеев интересуется: «До сих пор плачу налог на машину, которую несколько лет назад продал по генеральной доверенности. Есть законный способ избавиться от этого налога?» — Во-первых, сразу хочу объяснить, что автомобиль невозможно продать по доверенности. Доверенность, удостоверенная нотариально, больше чем на три года не может быть дана, а если просто в письменной форме, то не больше чем на год. Поэтому люди ошибаются, если думают, что продали машину. В соответствии с Гражданским кодексом, они правильно эту сделку не оформили, поэтому ваш читатель при желании легко может нас попросить найти этот автомобиль и вернуть ему. Для этого нужно обратиться к покупателю и попросить его снять автомобиль с учета, переоформить на себя, и вы не будете платить налоги. Есть еще один вариант — прийти к нам с паспортом и написать заявление об утилизации транспортного средства и снятии его с учета. Александр Александрович Кряжев: «Перекресток улиц Горького — Комсомольской невозможно пройти даже взрослому человеку, а там рядом школа и детский сад. Станет ли когда-нибудь этот перекресток регулируемым?» — Решать вопрос по установке светофора на этом участке и в целом в городе не в нашей компетенции. Этой проблемой должны озаботиться прежде всего в мэрии Благовещенска. Но скажу, что программа по повышению безопасности дорожного движения до 2012 года в областном центре работает наиболее эффективно. Поэтому надеюсь, мэр Благовещенска Александр Анатольевич Мигуля прочитает этот вопрос и не оставит его без внимания. Юрий Григорьевич Коновалов: «Каждую зиму у нас одна проблема. Несколько раз видел, как идет машина-водовозка, а из нее льется вода. «Благодаря» этому перекресток Горького — Чайковского из-за наледи проехать и пройти невозможно. Как-нибудь с этими водовозами борются?» — Эта проблема периодически возникает в Благовещенске, причем такой потерей воды грешат не только «водовозки», но и машины наших пожарных. Без сомнения, наледь на проезжей части опасна. Поэтому предлагаю бороться с этой проблемой сообща: записывайте номера машин, которые льют воду, и сообщайте, а мы будем с ними разбираться. Читатель из Зеи спрашивает: «Правда ли то, что все «красивые» номера с одинаковыми цифрами оседают в Благовещенске, а в область идут все остальные?» — Нет, постановлением Правительства РФ № 562 от 26.07.08 запрещено резервировать серии, комбинации букв, цифр, и мы придерживаемся этого правила. Мы передаем все номера непосредственно в территории, где их и выдают. Может, начальник милиции где-то чудит, но, думаю, в течение года мы в этом направлении всех проверим, и если подобные факты вскроются, то генерал Фокин после нашей докладной записки за это не похвалит. Хотя в некоторых странах выдача номерных знаков поставлена на коммерческую основу. Насколько мне известно, в Украине есть официальное постановление, согласно которому «красивые» знаки можно купить, причем цена достигает нескольких тысяч долларов. А вырученные деньги идут на улучшение материальной базы органов внутренних дел. Все прозрачно, и это нормально.

Возрастная категория материалов: 18+