Все в руках губернаторских Как гласит статья 36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», глава муниципального образования подконтролен населению и представительному органу. Согласно закону, существует 14 оснований для досрочного прекращения его полномочий: от отставки по собственному желанию, выезда на ПМЖ за пределы страны до недее-способности и смерти. При этом 2 пункта оговаривают отрешение и отзыв. Первое вправе осуществить высшее должностное лицо субъекта — губернатор, второе — избиратели. Правда, обе процедуры могут быть проведены только при условии наличия противоправных действий главы, которые подтверждены судом. Об отзыве по инициативе депутатов, которым глава также подконтролен, в законе ничего не сказано. — Изменения в законопроект, очевидно, призваны компенсировать этот дисбаланс и дать депутатам возможность влиять на срок пребывания в должности главы, так же, как у населения, — считает заместитель председателя Амурской областной избирательной комиссии Виктория Вискулова. — Наверное, потому что население не совсем активно этим правом пользуется, поправки, которые вносит Президент, имеют смысл. Однако механизм реализации права на отзыв, подчеркивает Виктория Вискулова, сегодня непрост. Во-первых, нет четкой законодательной базы. 131-ФЗ говорит о том, что этот вопрос должен регулироваться законом субъекта, и главе, который отзывается, должна быть предоставлена возможность дать населению пояснение по тем фактам, которые выдвигаются в качестве оснований для отзыва. Во-вторых, требуется положительное решение населения — за отзыв должны проголосовать не менее 50 процентов избирателей округа — это очень значительное число. Например, для того чтобы отозвать мэра Благовещенска, необходимо официальное согласие свыше 80 тысяч человек. — Тем не менее в Приамурье попытки отзыва глав население предпринимало — такая инициатива стала популярна с начала 2000-х годов. И, что интересно, не всегда эти попытки были безуспешными, как зачастую пишут некоторые СМИ, — констатирует заместитель председателя облизбиркома. — Пример успешного отзыва — Старая райчиха Бурейского района, где в 2000 году за отзыв действующего главы проголосовало большинство населения. Руководитель сельского Совета был отозван, и через несколько месяцев состоялись новые выборы. В остальных муниципальных образованиях, где ставился вопрос о досрочном прекращении полномочий глав, до конца он не доводился. Самой громкой была попытка горкома КПРФ отозвать с должности мэра Благовещенска Александра Мигулю, однако инициативной группе было отказано в регистрации из-за отсутствия противоправных фактов, подтвержденных судом. Аналогичные попытки предпринимались в 2004 году в Прогрессе, бывшем тогда в составе Райчихинска. В прошлом году поднимался вопрос об импичменте мэра Тынды Марка Шульца. Но все попытки потерпели фиаско по аналогичным основаниям. Но что самое интересное: в области были примеры, когда избиратели начинали активно подобную борьбу, добиваясь отзыва руководителя, а затем вновь избирали его. Такой случай был в селе Стойба Селемджинского района. Мэрские нововведения Управой на нерадивых глав могут стать изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», внесенные в Госдуму президентом Дмитрием Медведевым. Законопроект, внесенный в Госдуму, может наделить представительные органы муниципальных образований правом «более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности муниципальных глав». Основанием для «удаления главы в отставку» — так официально называется процедура — могут служить решения или действия главы, повлекшие ряд серьезных последствий. В частности, нарушение Бюджетного кодекса, Конституции РФ и нецелевое использование бюджетных средств. Законопроект предполагает возможность отзыва как группой депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов, так и главой субъекта. Инициатива должна быть оформлена в виде обращения, сам глава должен быть предупрежден о ней и о предстоящем импичменте. При этом он имеет право через СМИ изложить свое, особое мнение на ситуацию. Для удаления главы в отставку необходимо согласие не менее двух третей от числа депутатского корпуса. Подробно с текстом законопроекта можно познакомиться на сайте Госдумы по адресу www.duma.gov.ru. Без вины виноватые Единого мнения насчет нововведений у глав нет. — Я считаю, что для отзыва главы может быть только две причины — пьянство и прогулы, — уверен мэр Шимановска Павел Березовский. — Если человек не приходит на работу, пьет, тогда ему не место у власти. К счастью, у нас в области таких экземпляров немного. Но, к сожалению, в последнее время в СМИ пошли гонения на мэров — воры, ничего не делают, во всем виноваты. А на самом деле все зависит от финансового обеспечения муниципального образования. На сегодняшний день мы по 131-ФЗ обладаем массой полномочий, а для их исполнения денег нет. Нам дали лишь 2 налога, причем практически несобираемые. Поэтому нельзя говорить, что глава виноват во всех бедах. По мнению Павла Викторовича, в наделении депутатов полномочиями по отзыву нет необходимости. Это должны решать избиратели, которые оказали главе доверие, — для этого необходимо усовершенствовать процедуру отзыва. Или губернатор, который видит, что ситуация в муниципальном образовании действительно критическая и глава не стремится изменить ситуацию. — Вопрос прекращения полномочий не должна решать группа людей, ведь они вполне могут и сговориться. А то мало ли кому мэр не нравится, — отмечает мэр Шимановска. С ним солидарен бессменный глава Бурейского района Павел Штейн. — Если человека избрали десятки тысяч избирателей, то они и должны принимать решение об отзыве, — уверен Павел Семенович. — А вообще, поживем — увидим! У их сельского коллеги — главы села Березовка Ивановского района Валерия Куликова — противоположное мнение. На этом ответственном посту он больше 20 лет и до сих пор не потерял доверия населения. Поэтому возможных отзывов не боится и президента поддерживает. Впрочем, в глубинке — своя специфика. — На селе видно все: кто работает, а кто нет, — уверен Валерий Куликов. — Если я где-то что-то не сделал, я людям объясню почему. А если даже не старался — их не обманешь. Считаю, что поправки нужны, чтобы бороться со случайными людьми. Ведь часто так бывает: пришли, наобещали, а потом ничего не хотят делать! Не наломать бы дров Несмотря на некоторые опасения глав, депутаты к предстоящим полномочиям относятся ответственно. Как признались «АП» многие народные избранники, безусловно, новые поправки повысят авторитет представительных органов: от сельсовета до городской Думы. Но уверяют — самодеятельности не будет. Сегодня в Прогрессе, где несколько лет назад глав пытались отозвать одного за другим, такие кардинальные меры уже не разделяют. Местный глава и так под контролем: в соответствии с уставом он ежегодно отчитывается о проделанной работе. — Не нравится, не хотим — это не аргументы, — говорит председатель поселкового Совета народных депутатов поселка Прогресс Валентина Кузнецова. — Нужны серьезные показатели неисполнения главой своих полномочий. думаю, изменения в закон все-таки подстегнут глав к большей ответственности. В Мазановском районе также не торопятся махать шашкой. — В одном из сел нашего района возникала ситуация, когда население требовало отставки главы, и оно добилось того, что он ушел по собственному желанию, — вспоминает глава Мазановского районного Совета народных депутатов Ирина Герман. — Меры президента своевременные — если глава ушел в загул, ничего не делает, то это надо прекращать. Но если проблемы связаны с отсутствием бюджетных средств на их решение, то здесь можно наломать дров. Сейчас все ждут, каким будет окончательный вариант законопроекта — до 10 марта Госдума принимает различные поправки и предложения от субъектов. В политических кругах не сомневаются, что закон вступит в силу уже в первом полугодии 2009 года. Однако и главы, и депутаты сходятся в одном: положительный потенциал, который заложен в президентской инициативе, не должен стать средством борьбы за власть на муниципальном уровне.

Возрастная категория материалов: 18+