Лекала для бизнеса будут меняться Предприниматели уже близки к панике — люди не покупают вещи даже на распродажах. Самая острая ситуация складывается в регионах, где банковский кризис и массовые увольнения на градообразующих предприятиях привели к резкому падению спроса. В Благовещенске ситуация пока еще не приобрела таких масштабов, однако тревожные тенденции уже наметились. Торговля одеждой в целом по стране последнее время росла довольно бурно — в среднем на 20—25 процентов в год. В последние годы по количеству торговых метров на душу населения мы стремительно приближались к показателям западных стран. Однако чтобы развивать бизнес, ретейлеры брали кредиты, как правило, под оборот, который сегодня у большинства не растет или даже сократился, да и заемные средства сильно подорожали. Как пишет столичная пресса, за последние два месяца обороты многих магазинов одежды в России сократились на 15 процентов, а издержки выросли вдвое. Несетевые магазины массово закрываются, потому что у них нет денег на покупку следующей партии товара. Пострадали и сетевые компании из-за того, что принадлежащие им франчайзинговые магазины возвращают уже оплаченные коллекции. Появились и первые банкроты, например, известная сеть одежды Banana Mama. Сегодня игроки одежного рынка вынуждены искать способы сокращения издержек, особенно в части дорогостоящей аренды. Как и рынок недвижимости в целом, рынок торговых площадей в последнее время демонстрировал стремительный рост цен. Представители торговли вынуждены понемногу сокращать площади или объединяться на одной территории. — В общем-то арендная плата с нового года не выросла, но мы сейчас даже ее не можем отработать, не то чтобы получить прибыль, — сетует хозяйка одного из отделов торгового центра «Хуафу», пожелавшая остаться неизвестной. — Хотя аренда у нас дешевле, чем во многих торговых центрах, — около тысячи рублей за квадратный метр. И это тоже немало, если учесть, что площадь секции порядка 50 «квадратов». То есть в месяц я должна только за аренду заплатить 50 тысяч рублей. Средняя цена за одну вещь в моем отделе 1000 рублей, значит, в месяц я должна продавать 50 таких вещей — примерно по две вещи в день. И это только чтобы окупилась аренда. А еще ведь нужно заплатить налоги, у меня к тому же еще и кредит. В январе ко мне переехала одна предпринимательница, чтобы нам вдвоем было легче платить аренду, но даже это не спасает. В прошлом месяце только на аренду и заработали, а в феврале мы еще ничего не продали, спрос со стороны населения очень сильно упал, даже в выходные дни выручки нет. Если раньше люди хотя бы ходили что-то присматривали, то сейчас затишье. Такой спад не характерен для февраля. Эксперты еще до нового года говорили, что настоящий кризис начнется тогда, когда у людей не будет денег платить за товары и услуги. У нас массового бегства арендаторов с занимаемых ими площадей пока не наблюдается. — Секции пока не закрываются, продавцы как торговали, так и торгуют, — прокомментировала заместитель директора ТЦ «Хуафу» Галина Галимова. — Да, отмечается небольшой спад в продажах, покупателей стало меньше, тем не менее бизнес никто не сворачивает. А в отделе маркетинга торгового центра «Мега» категорично заявили: «Никакие отделы у нас не закрываются, и вообще никакого кризиса у нас нет!» Это же подтвердили и на Амурской ярмарке. Вопрос о том, изменились ли арендные ставки и не поступало ли просьб со стороны предпринимателей пойти им на некоторые уступки, в торговых центрах вообще сочли некорректным и отвечать на него не стали. Свято место пусто не бывает На рынке сейчас происходит своего рода перераспределение спроса. На помещения площадью от 20 до 50 квадратных метров приходится около 70 процентов от всего количества запросов на аренду торговых площадей. Многие сокращают предложение, уменьшают ассортиментный ряд. Впрочем, до массового закрытия магазинов пока дело не доходит. По данным управления потребительского рынка администрации Благовещенска, в областном центре 25 специализированных магазинов одежды и 15 торговых центров, в которых есть такие отделы. В прошлом году закрылось три магазина, однако в этом году открылось четыре новых. — Ниша все равно заполняется, конкуренция в этом секторе сильная, — отмечает начальник отдела по вопросам координации торговли, общественного питания, рынков, бытовых услуг и перерабатывающей промышленности управления потребительского рынка администрации Благовещенска Татьяна Войтенко. — Какие-то магазины закрываются, видимо, из-за неправильной ценовой политики, но критической тенденции в прошлом году не было. В этом году, возможно, будет другая тенденция, но пока сложно что-то спрогнозировать. Кризис класса люкс В последние годы в областном центре заметно вырос спрос на брэндовую, узнаваемую и стильную одежду. В городе стали открываться фирменные магазины, рассчитанные на состоятельных людей. Казалось бы, у такой одежды есть свой постоянный покупатель, достаточно платежеспособный, которому никакой кризис нипочем. Однако сейчас в ряде магазинов, которые продают одежду известных марок, например, Naf Naf, Benetton, начались распродажи, причем скидки доходят до 70 процентов. Кажется, что продавцы готовы на все, чтобы завлечь покупателей. — Из-за кризиса многие наши постоянные клиенты стали более экономно относиться к своим деньгам, так, например, некоторые стали покупать меньше одежды, — рассказала продавец одного из фирменных магазинов французской одежды в ТЦ «Мега». — Ведь наш товар рассчитан на людей с доходом выше среднего, например, самая дешевая вещь стоит четыре тысячи рублей. Пока в торговле сохраняется хрупкое равновесие. Арендаторы не отказываются от занимаемых метров, арендодатели не снижают ставок. Как долго такой паритет будет сохраняться, неизвестно, но если покупательский спрос будет падать и дальше, то либо продавцам придется свернуть свой бизнес, либо владельцам торговых площадей сделать для них скидку, хотя бы на время кризисного периода.

Возрастная категория материалов: 18+