Народная экспертиза

— Я пила из колонки и заболела, — черноглазая Наташа Андреева охотно демонстрирует корреспондентам «АП» банку с только что набранной водой. Глядя на мутную, неприятно пахнущую жидкость, брезгливо воротим носы.

— Мы давно такую пьем, привыкли, даже не кипятим, — улыбается нашей реакции старший брат девочки. — А Наташка сама виновата — у нее от воды горло заболело, не надо было холодную пить.

В твердой уверенности, что от такого напитка можно подхватить не только ангину, возвращаемся к колонке. На этот раз водой запасаются взрослые.

Отец и сын через съемный резиновый шланг заливают «живительную влагу» в два бидона, закрепленные в багажнике «Жигулей».

— Вода отвратительная, — констатирует Юрий Владимирович. — Всегда была не очень, а сейчас еще хуже стала. Посмотрите, бидон весь зарос изнутри. Такой осадок. Пить неприятно, стирать невозможно. Я, например, давно избавился от белых рубашек: желтеют после первой же стирки. Воду отстаиваем, кипятим — куда ж деваться? Мы живем в деревянном доме, у нас выбора нет. А в коммуналках еще хуже. Там, как порыв случится, люди вообще сидят сутками без воды, а потом еще сутки такая грязь из крана идет, что даже руки не помоешь. И вонища — хоть нос затыкай.

Найти и разговорить жильца коммунальной квартиры труда не составило.

Свободненцы вообще охотно общаются на тему водоснабжения — наболело.

— Я уже не помню, когда из крана нормальная вода шла, — сокрушается пенсионер Петр Аркадьевич. — Живем на первом этаже. Открываем кран — оттуда сплошной песок. Чтобы ванну набрать, марлечкой кран обвязываем — иначе все волосы в песке будут. Пока ванна наберется, три раза марлю менять приходится — забивается до отказа...

Железо в стакане

Жуткая картина, нарисованная нашими собеседниками «из народа», несколько смягчилась стараниями работников местного отделения Роспотребнадзора. Да, пользоваться водопроводной водой в Свободном не очень приятно, но по-прежнему безопасно, отмечают представители надзорного органа. Вода официально признана «условно-доброкачественной» — это значит, что уровень вредоносных микроорганизмов в ней либо нулевой, либо не превышает допустимых норм. Запах и цвет с их наличием в воде никак не связаны.

— У нас вся вода добывается из-под земли, из тех водоносных слоев, что содержат большое количество железа — элемента, который ухудшает качество воды. За ним идут такие органолептические показатели, как мутность, цветность, — рассказывает начальник территориального отделения управления Роспотребнадзора по Амурской области в Свободном Валентина Солохина. — Они ухудшают именно потребительские свойства воды. Однако если сравнить пробы нашей с теми, что берутся в других районах, то вы увидите, что по микробиологическим показателям мы незначительно отличаемся от общеобластного уровня. Возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний у нас, как правило, не регистрируется. Серьезно превышают норму лишь санитарно-химические показатели. Так, например, уровень содержания железа в свободненской воде в десятки раз выше допустимого. Кроме того, вода слабоминерализованная: лишь около 1 — 1,5 миллиграмма на литр при норме до 7. Отмечается недостаток кальция, магния, фтора, йода. Эти элементы необходимы для нормальной жизнедеятельности человеческого организма, но утверждать, что их нехватка в воде может обернуться катастрофой для здоровья жителей, тоже было бы неверно.

«Недобор» минералов в свободненской воде, по словам Валентины Солохиной, повышает риск возникновения кариеса и заболеваний эндокринной системы. А вот избыток железа на состоянии внутренней среды организма не сказывается — ни пользы, ни вреда от него.

— Это элемент, который даже не всасывается в желудке, — продолжает Валентина Антоновна. — Медики у нас ставят очень много диагнозов «анемия», и, казалось бы, железо, наоборот, должно быть полезно. Но именно это железо не усваивается, от него единственная неприятность — кожные аллергические реакции. Но те, кто живет в городе давно, адаптировались и страдают от этого нечасто. В основном жертвами «железной» аллергии становятся маленькие дети и те, кто приезжает к нам из других регионов.

Трубы зовут

Пожелтевшая посуда и белье, испорченные стиральные машины, «убитые» водосчетчики и засоренные унитазы — это тоже жертвы воды с повышенным содержанием железа. Свободненцы регулярно несут такие потери, возмущаются, жалуются в различные инстанции, но ситуация с каждым годом становится только хуже. Ведь, кроме самой воды, в городе есть еще одна проблема, связанная с металлом, из которого сделан городской водопровод. За десятки лет, пропуская кубометры напичканной железом жидкости, трубы покрылись коррозией и «заросли» изнутри плотным слоем осадка. В результате — снижение напора и регулярные порывы, с которыми в городе ведется ежедневная борьба.

«…Обрисовав ситуацию точечно, замглавы отметил, что на сегодняшний день из 13 порывов осталось 4…» — сводка о количестве действующих и уже ликвидированных повреждений водопровода публикуется в районной газете «Зейские огни» как стандартная информация о городских буднях.

То, что состояние сетей влияет на качество воды, отмечают и в Роспотребнадзоре.

— По нашим данным, более 70 процентов сетей города находятся в аварийном или близком к аварийному состоянию, — констатирует Валентина Солохина. — Трубы лопаются, в год регистрируется до 30 крупных порывов. Крупными считаются аварии, на ликвидации которых требуется не меньше 72 часов. О мелких нашу инстанцию даже не уведомляют.

Больше всего от порывов страдают внутридомовые сети. Представьте: как только где-то перекрыли задвижку либо возникли перерывы в подаче воды, то, что в трубах скопилось, сразу же под давлением выносится в квартиры. Вот тогда и засоряется сантехника, забиваются краны. И чем старше становится водопровод, тем серьезнее проблема.

С обсуждения водного вопроса, по словам Валентины Антоновны, она начинает свое выступление на каждой административной планерке на протяжении вот уже 11 лет. Шесть лет назад надежда на то, что ситуация с водоснабжением города сдвинется с мертвой точки, появилась: была принята муниципальная программа «Чистая вода», рассчитанная на 2003 — 2015 годы. За это время городские власти намеревались провести ремонт сетей и построить станцию обезжелезивания. За годы действия программы, по данным водообеспечивающих организаций, в городе заменили около 13 километров труб. Строительство станции началось, а позже ее даже включили в одну из федеральных целевых программ. Однако постепенно финансирование «Чистой воды» стало иссыхать, а в прошлом году на ее реализацию и вовсе не было потрачено ни рубля.

— Расходы на программу заметно снизились, — отмечает руководитель территориального отделения амурского управления Роспотребнадзора. — В прошлом году финансирования не было, в этом году город выделил всего полмиллиона рублей. Мы со своей стороны выносим регулярные предписания по улучшению качества водоснабжения. По нашей рекомендации в течение 2006 — 2007 годов для всех детских садов и школ города администрация централизованно закупила бытовые фильтры для очистки питьевой воды. Фильтровать и обязательно кипятить воду мы рекомендуем и населению. Но до тех пор, пока не будет построена станция и не заменят большую часть труб, говорить о том, что ситуация с водой улучшится коренным образом, не приходится.

Реквием по фильтрам

Взглянуть на систему очистки воды для школьников мы решили своими глазами. Фильтры, установленные в пищеблоке, нам охотно продемонстрировали в СОШ № 2, попутно пояснив, что они уже давно не работают.

— Картриджи менять пора, а денег нет, — разводит руками директор учебного заведения Елена Потемкина. — Три фильтра — три картриджа, каждый около 800 рублей стоит. Из строя выходят очень быстро — вы же видели, какая у нас вода. Установили их два года назад. Сначала администрация помогала: выделяли деньги нам, мы картриджи меняли по мере необходимости — раз 5 в год. В прошлом году поменять удалось только два раза. В этом новые поставили только в сентябре — к приемке школы. Сейчас они не действуют. Насколько я знаю, все школы так живут.

Возможно, в детских садах к фильтрам другое отношение, не исключено, что их обслуживают и за родительский счет. Ну а у нас другие проблемы.

В детских садах, как выяснилось, тема фильтров тоже звучит не слишком радостно. В детсаде № 9 воду для столовой набирают из обычного водопровода, сутки отстаивают, и только затем готовят для малышей еду.

Фильтр, закупленный два года назад, недавно вышел из строя.

— Большой стационарный фильтр промышленного типа, — пояснила заведующая Лидия Кревелева, — не такой, как в школах. Картриджи там менять не надо. Но фильтр сломался этим летом. Пытались пригласить специалиста, чтобы отремонтировать, но в фирме, которая устанавливала, сказали, что ремонтом и вообще фильтрами они больше не занимаются. В нашем районе часто порывы возникают, вода после них с примесью песка.

Мэр издал приказ закрывать в таких случаях садик до восстановления нормального водоснабжения. Но все знают, что, пока станция обезжелезивания не заработает, никаких фильтров не напасешься. А когда ее достроят, неизвестно.

Спящая стройка

Полуготовое одноэтажное здание из красного кирпича, укрытое снегом, — так выглядит сегодня знаменитая станция обезжелезивания, о которой говорит весь город. Ощущение такое, что нога строителя здесь не ступала давно. Увидев людей в окне маленькой сторожки, понимаем, что ошиблись.

Строители здесь, но почему-то не заняты возведением объекта.

— Материалы дают — работаем, не дают — не работаем, — разводит руками прораб ООО «Строитель» Павел Сергеев. —Начали год назад, за это время только коробку здания поставили, забор, проходную да фундамент под емкости для воды залили — одну на 600 кубов, и две — по 100. Пока готовность объекта можно оценить процентов на 30. Сделать предстоит еще очень многое: стропильные работы завершить, полы, отделку, котельную поставить, подсобные помещения оборудовать и оборудование самой станции смонтировать. Сидим ждем. Материалов нет, зарплату три месяца не платят.

Единственный рабочий, который навещает станцию обезжелезивания на несколько часов в день, — сварщик. Один из троих, которые могли бы трудиться от рассвета до заката, если бы стройке был задан обещанный темп. В чем причина простоя, обитатели стройплощадки точно не знают, но говорят, что руководитель предприятия-подрядчика ссылается на отсутствие денег, а их, в свою очередь, якобы не выделяет инвестор — администрация города Свободного.

В мэрии такую информацию опровергли.

— Деньги на стройку есть! — заявил заместитель главы администрации Свободного по вопросам ЖКХ Александр Попович. — На данный момент мы располагаем лимитом средств в размере 21 миллиона рублей, но пока эти деньги не могут быть освоены — слишком слабый подрядчик. На сегодняшний день ООО «Строитель» не справляется ни с заявленным темпом, ни с объемами работ. Кроме того, начало финансирования объекта было просрочено. Первые федеральные средства поступили осенью 2007 года, в то время как по графику должны были прийти в апреле — мае. Эти обстоятельства не позволяют завершить строительство станции к запланированному сроку.

По словам Александра Поповича, они были вынуждены заключить договор со «Строителем»: при проведении конкурса предприятие заявило минимальную цену — 148 миллионов рублей вместо 197, указанных в смете. Однако выполнить свои обязательства фирме пока не удается.

Работы идут низкими темпами, выделенные деньги не осваиваются, и администрация уже подумывает над тем, чтобы расторгнуть договор и сменить подрядчика.

— Скорее всего, придем к такому решению, — предполагает заммэра, — хоть это будет и непросто. Если вопрос решится не в пользу «Строителя», то работы возобновятся только к лету: сначала будет необходимо уладить со старым подрядчиком все формальности, в том числе, возможно, судебные, а затем провести новый конкурс. На все про все потребуется 4—5 месяцев.

При удачном стечении обстоятельств, говорят чиновники, на открытие станции можно рассчитывать не раньше сентября 2010 года.

Свободный.

Строительные деньги считают следователи

Как стало известно «АП», проблема строительства станции обезжелезивания в Свободном уже заинтересовала следственные органы. В областном следственном управлении возбуждено уголовное дело по статье 159 ч.4 УК РФ «Мошенничество в особо крупных размерах». Следователи разбираются в причинах серьезных финансовых нарушений, выявленных при строительстве объекта.

— Уголовное дело было возбуждено в декабре 2008 года, — комментирует помощник руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Амурской области Алексей Лубинский. — По данным следствия, подрядчик, занятый на строительстве объекта — ООО «Строитель», — выставил акты заказчику МУП «Жилсервис», в которых превысил фактический объем выполненных работ примерно в два раза. Несмотря на фиктивность документов, на счет подрядчика были перечислены бюджетные средства. На сегодняшний день следствием установлено, что переплата составила не менее 2 миллионов рублей.

На предприятии, по словам следователей, уже проведена проверка органом финансово-бюджетного надзора, которая также установила факт необоснованного финансирования подрядчика на сумму еще в несколько миллионов рублей. Сейчас проводится и строительная экспертиза, по итогам которой будут сделаны окончательные выводы, установлены виновные и оценен размер ущерба, причиненного бюджетам различных уровней.

Финансовый расклад

— В связи с тем, что в Свободном качество воды неудовлетворительное, был разработан проект строительства станции обезжелезивания производительностью 250 кубометров в час, — рассказывает начальник управления эксплуатации коммунального комплекса и топлива Владимир Константинов. — Эту станцию предполагалось построить за 3 года (с 2007-го по 2009-й).

В 2006 году строительство станции обезжелезивания было включено в федеральную целевую программу «Жилище». Финансирование работ с 2007 по 2008 год осуществлялось из федерального (32,47 млн. руб.), областного (10 млн. руб.), муниципального бюджетов. А вот привлечения внебюджетных источников (в объеме 45% от сметной стоимости, или 15 миллионов рублей в ценах 2001 года) не получилось в связи с банкротством предприятия, обеспечивающего софинансирование. Федеральный и областной бюджеты свои обязательства выполнили в полном объеме.

На 2009 год рассматривается финансирование в размере 13 миллионов из областного бюджета и 4,6 миллиона местного бюджета плюс внебюджетные средства. Но проектный срок строительства станции, скорее всего, выполнен не будет в связи с недофинансированием по одному из источников.

Возрастная категория материалов: 18+