О неплательщиках, перспективах работы и о том, как решаются спорные вопросы, связанные с антимонопольным законодательством, рассказал на пресс-конференции директор Амурэнергосбыта Виталий Стороженко. Коммунальщики опять с долгами В прошлом году предприятие отпустило своим абонентам почти 4,5 миллиарда киловатт-часов электрической энергии на общую сумму 7,7 миллиарда рублей. Оплачено меньше — 7 млрд. 560 миллионов, это 98 процентов. Учитывая, как порой выстраивались отношения с должниками, энергетики считают этот показатель достаточно неплохим. Долги, с которыми потребители шагнули в новый год, превысили 330 миллионов рублей. Главная «головная боль» поставщиков «света» по традиции предприятия ЖКХ. Именно на них и оптовых перепродавцов, оказывающих коммунальные услуги, приходится большая часть задолженности — почти 260 млн. рублей. Как отметил Виталий Анатольевич, в целом отношения с потребителями — юридическими лицами улучшились: число должников, ограничений и отключений электроэнергии существенно сократилось. Так, если в 2007 году Амур-энергосбыт вводил санкции 4,5 тысячи раз к почти 1,5 тысячи неплательщиков, то за 12 месяцев прошлого года таких абонентов было 800, а количество санкций снизилось до 1370. Правда, с коммунальщиками проблемы стояли также остро. В 2008-м предприятия ЖКХ были ограничены в энергоснабжении 700 раз (в 2007 году — 900). Традиционно «проблемные» территории — Магдагачинский, Сковородинский, Зейский, Тындинский, Константиновский, Михайловский районы и село Волково Благовещенского. Здесь не рассчитывались за свет более 6 месяцев и из-за долгов вводились ограничения. А вот в Белогорском, Архаринском, Бурейском, Ромненском районах происходят лишь разовые сбои в оплате. Вышел на хороший уровень расчетов с энергетиками Октябрьский район, большая заслуга в этом нового главы. Но нет худа без добра. — Как позитивный момент можно отметить то, что в области уменьшилось количество банкротств предприятий ЖКХ, — рассказал директор Амурэнергосбыта. — Это произошло благодаря вмешательству чиновников областного правительства. Раньше такая практика была широко распространена — создали предприятие, накопили долги за свет, уголь, весной обанкротили, в следующем отопительном сезоне создали новую фирму. В 2008 году процедуру банкротства начали свободненское предприятие «Теплоэнергосервис», магдагачинское МУП «Тепловодоснабжение», предприятия «Гилюй» и «Перспектива» в Тындинском районе, «СКС» в Сковородинском. То есть число банкротств сократилось в десятки раз по сравнению с предыдущими годами. За «пакет» платят лучше Результативным оказалось поквартальное выставление квитанций за свет. Минимизировано количество жалоб и претензий абонентов по поводу ошибок в счетах. Несмотря на то что долги населения около 45 миллионов рублей, объем оплаты амурчан существенно возрос — почти на 20 процентов. Число злостных неплательщиков снизилось, долги более 6 месяцев имеют около 2 тысяч жителей области. Напомним, всего Амурэнерго-сбыт обслуживает 219 тысяч бытовых абонентов. — Основной ориентир в этом году — повышение качества обслуживания, — отметил Виталий Стороженко. — Это в первую очередь оперативное реагирование на жалобы абонентов, мобильное проведение мероприятий, улучшающих качество поставки электроэнергии. Аналогично будет строить отношения и с юридическими лицами. Тарифы регулируются государством, так что скидок и льгот предоставить не можем, но пойти навстречу, вести диалог, отсрочить платежи мы готовы. ФАС на энергетиков Рекордным оказался прошлый год по числу споров антимонопольщиков и Амурэнергосбыта. Дважды крупнейшего гарантирующего поставщика области пытались оштрафовать и оба раза на 43 миллиона рублей. Напомним, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области усмотрело нарушение законодательства в действиях энергетиков. Оспаривались как пункты договоров энергоснабжения, которые предусматривают предоплату за электроэнергию, так и санкции Амурэнергосбыта в отношении неплательщиков. — Ни одно из 14 решений ФАС, по которым прошли судебные разбирательства, не вступило в законную силу, — подчеркнул директор Амурэнергосбыта Виталий Стороженко. — То есть все дела, которые прошли судебные инстанции, признаны не соответствующими законодательству, ни одного решения, по которому нас бы признали неправыми, служители Фемиды не поддержали. По словам Виталия Анатольевича, прописывая предоплату в договорах, компания действовала, соблюдая букву закона. В Правилах функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530, есть статья — абоненты оплачивают половину договорного объема до 15-го числа текущего месяца. Там же формулировка — если иное не предусмотрено в договоре. — Мы и подписываем договоры с абонентом, где согласовываем сроки платежа. По абонентам-неплательщикам, безусловно, стараемся защититься, — уточнил Виталий Стороженко. — Почему-то этот метод защиты антимонопольная служба посчитала злоупотреблением доминирующего положения на рынке. Мы с этим в корне не согласны. Так, есть договор с Амурскими коммунальными системами, последний платеж они обязаны произвести 25-го числа следующего месяца. Но при этой отсрочке 45 процентов электроэнергии они должны оплатить в текущем месяце. Можно считать это предоплатой или нет? Деньги-то поступают, когда электроэнергия ушла. Есть предприятия ЖКХ, которые полностью рассчитываются в следующем месяце — это те, которые обслуживают только население. РЖД оплачивают каждый день 1/30 договорного объема электроэнергии, предприятия золотодобывающие рассчитываются заранее. По словам энергетиков, договорный процесс — это и есть выстраивание отношений, которые бы позволили существовать обеим сторонам. Амурэнергосбыт ведь должен рассчитываться за приобретенную для региона электроэнергию на оптовом рынке и с сетевыми предприятиями за транспортировку «света». — Я очень уважительно отношусь к работе государственного органа, но беспокоит то, что по прошедшим судебным делам сотрудники УФАС ограничились формальным изучением, — продолжил Виталий Стороженко. — Не исследовали корни проблем, причин происходящего. Вот задолжало МУП «Городская энергосбытовая компания» Свободного на конец года 73 миллиона рублей. Если произойдет банкротство и мы эти долги спишем, то каждый абонент Амурской области в составе цены за киловатт-час заплатит копейку, чтобы покрыть эту задолженность. Почему амурчанин, который честно рассчитывается за свет, должен оплачивать проценты, которые начисляются на кредит из-за должников? Вот корень проблемы, и нужно искать пути выхода из него. «Правовая дыра» стала причиной споров и по поводу законности платы за отклонение от договорного объема электроэнергии. Предприятия энергоемкие, потребляющие более 750 киловатт, заявляют почасовой объем на сутки вперед. Основная масса абонентов должна оговорить объем на месяц. При этом у них есть возможность скорректировать цифры. — Для энергетики любое отклонение в ту или иную сторону критично, — объясняет Виталий Стороженко. — Так, например, мы предполагаем, что возьмем миллион киловатт-часов, станция ставит два генератора в рабочий режим, котлы растапливает, уголь жжет, а миллион не уходит. В законодательстве четко прописано, что отклонения должны компенсироваться. А вот правил, как это должно происходить, нет, поэтому и возникают разночтения. Предприятия в 2008 году в основном заказывали электроэнергии больше, чем потребляли. В связи с этим Амурэнергосбыт за отклонения на оптовом рынке заплатил около 150 миллионов рублей. Сейчас счета за отклонения абонентам не выставляются. Все переборы и недоборы энергетики оплачивают из собственного кармана. Документ, который поможет разрешить правовую коллизию, скоро будет доработан и вступит в силу. Но антимонопольщики и против того, чтобы в договорах был прописан пункт, что оплата отклонений от договорного объема электроэнергии будет производиться после принятия правительством РФ соответствующих правил. Как отмечают энергетики, не менее сложные отношения выстраивались раньше с прокуратурой. Но ситуация изменилась — контролирующий орган теперь не просто выносит предостережения и представления. На межведомственной комиссии при прокуратуре области сообща пытаются разобраться в проблемах, возникающих между гарантирующим поставщиком электроэнергии и потребителями. Виталий Стороженко, директор Амурэнергосбыта: — Клиентоориентированный подход станет главным для нас в этом году. Компания направит все усилия на совершенствование работы с потребителями, повышение качества обслуживания. Также 2009 год должен стать годом активного внедрения управляющих компаний в области. Необходимо расставить все точки над «i», к этому подталкивает законодательство и сама жизнь. Предстоит большая работа и местным властям, и поставщикам ресурсов — нам, ДГК, предприятиям ЖКХ. Главная задача муниципалитетов — не допустить на рынок неблагонадежные компании, фирмы-однодневки. По сути, управляющая компания — это тот же перепродавец, который собирает деньги с конечного потребителя — жильца, и не факт что будет их отдавать за воду, тепло, свет и прочее. Абонент как последнее звено в цепочке не должен пострадать, и тем более платить больше. Если в Благовещенске уже есть конкуренция, примеры положительной работы УК, то на других территориях остается много вопросов. Нужно выстроить систему, минимизировать конфликты, отработать понятный, прозрачный механизм для населения.

Возрастная категория материалов: 18+