В последний раз встретился с ней в Московском театре оперетты на юбилее Эльдара Рязанова чуть более года назад. Наши места оказались рядом, и она непринужденно общалась со мной. В моей памяти Эскина осталась умной, деятельной, невероятно работоспособной. Умела слушать, отличалась мягкой, истинно московской манерой общения. Как никто умела любить и дружить. Подвиг До руководства Центральным домом актера Маргарита Александровна четверть века отработала на телевидении, делая «А ну-ка, девушки!», «КВН», «Аукцион». Она открывала и закрывала Московскую Олимпиаду-80, руководя оргкомитетом, организовывала все мероприятия. В 1987 году Дом актера перешел к ней по наследству. За 22 года руководства Эскина сумела отстоять, сохранить благородное дело своего отца Александра Моисеевича, который открывал этот дом еще 14 февраля 1937 года, оставался его бессменным директором 48 лет. Многие знают, сколько мужества и самообладания проявила Эскина в последние годы, когда висела реальная опасность лишиться Дома актера. 8 октября 2008 года Эскина выиграла суд у Мингосимущества — Дом актера остался актерам. Но этот подвиг отнял у нее множество сил и, возможно, привел к преждевременному уходу из жизни. 75 лет — не предел, а среднестатистический срок человеческой жизни. В этой жизни было много счастливых и трагических моментов. Навсегда запомнились ее слова: «Я сама себе завидую, с какими людьми общалась, работала, дружила, с какими связана сейчас». Предлагаю отрывки из бесед с Маргаритой Александ-ровной, одной из самых любимых и авторитетных фигур в театральном мире страны. Папа «Отца знал весь театральный мир. Он был известен также в литературных и научных кругах. Знакомые были в продуктовых магазинах, в аптеках. В условиях дефицита он мог достать все. Он никогда ни о ком не забывал: доставал костюмы, лекарства, продукты. Перед каждым праздником закупал цветы и развозил их по множеству адресов. Приезжал, целовал руку, дарил букет, произносил какие-то нежные слова — и эта его галантность была дороже любого подарка. Он никогда не забывал о своей национальности. Тем не менее в нашей семье этой теме уделялось мало внимания. Даже то, что меня не приняли в институт из-за еврейской фамилии, не стало поводом для возмущения. Впрямую репрессии нас не коснулись, но «снаряды падали» очень близко. Вечерами бабушка ждала папу, стоя у окна: придет — не придет. Он приходил, и мы садились ужинать. Когда кто-то звонил в дверь, все застывали, не донеся ложку до рта. Мы жили на Арбате, он был тогда правительственной трассой, в каждом подъезде дежурили сотрудники госбезопасности. Когда в дальнейшем мы захотели поменяться с Арбата, это оказалось чрезвычайно сложным: без тщательнейшей проверки туда никого не прописывали. Папа был человеком цельным и органичным. Все его решения и поступки вытекали из его натуры — доброй, великодушной и глубоко порядочной. До сих пор меня удивляет, как в то время беспартийный еврей без высшего образования возглавлял Дом актера. Что бы ни происходило, разговоров о замене за 48 лет не возникало, даже в последние три года, когда он был слаб. После болезни у него сильно дрожали руки. Трудно было есть и поэтому в ресторане его кормили отдельно. Сидя в кабинете при открытых дверях, папа мог задремать. Я ужасно стеснялась, что он работает в таком состоянии. Но сотрудники успокаивали меня: «Маргарита, лишь бы он был! В каком угодно виде. В тот день, когда его не станет здесь, все закончится». Это понимали многие. Мне казалось, если папа умрет, жить дальше будет бессмысленно. Но последние несколько лет он уже не был самим собой, что доставляло мне невыносимые страдания. Поэтому страшно сказать, но когда он умер, наступило облегчение. Эта жуткая страница его нежизни кончилась. Прошло много лет со дня смерти папы, но я не перестаю изумляться, сколько людей в актерском мире помнят его. Наш Дом актера В Дом актера я впервые вошла в четыре года. С тех пор он стал для меня, с одной стороны, доступным, с другой — недосягаемым. Еще в последние годы папиной жизни жизнь дома немного затихла, суше и строже стала его атмосфера. Позже я прочитала письмо группы известных актеров. В ответ на приглашение принять участие в каком-то вечере, они писали, что никогда не придут в Дом актера, поскольку человека, олицетворяющего этот дом, больше нет. Сама я тоже почти перестала там бывать. Дом актера становился чужим, и это было горько. Мысль пригласить меня на место отца витала в воздухе. К Ульянову, председателю СТД, обращались Людмила Касаткина, Юлия Борисова и другие. И когда М. Ульянов предложил мне должность директора, я согласилась. Летом 1987 года я вошла в папин кабинет и начала готовить открытие сезона. Я разослала приглашения и с трепетом ждала, кто откликнется. Откликнулись все — у входа нельзя было протолкнуться. Мое назначение приветствовали многие. Я расставила в кабинете мебель как при папе. Некоторые пожилые актеры плакали от счастья, что здесь все по-старому и на этом месте сидит Эскина. Но были люди, которые хотели другого. Так, Евгений Леонов, бывший общественным директором, прекратил работать в Доме актера. Я старалась привлечь его, но потом поняла, что это бесполезно. Я замечала, что не ходят туда и многие другие —Александр Ширвиндт, Сергей Юрский. Мы сохранили традиции Дома актера. И это я считаю своей главной заслугой. Мне повезло: я и в семьдесят с лишним лет работала как безумная. А ведь могла бы уже давно быть на пенсии. О личном Самая странная история любви в моей жизни произошла, когда мне было уже за шестьдесят. Я была занята творческими делами и о мужчинах уже и не думала. И вдруг с одним человеком у меня возникла странная энергетическая связь. Во время случайной встречи меня как будто ударило током. Настоящая любовь и страсть впервые соединились во мне. Я испытала то, что прежде не было мне дано. Поняла, как много в жизни недополучила. И эту любовь, такую позднюю, я восприняла как награду. Может быть, награду за ту сдержанность, которую я проявляла раньше. В свои шестьдесят я спрашивала себя: зачем бы я родилась, если бы этого не испытала? Я благодарна судьбе и человеку, с которым мы так совпали. У нас оказалось много общего: мы были честны в личных отношениях, чем-то очень одиноки, и нас тянуло друг к другу. Поздняя любовь сильно изменила меня: я помолодела, появилась уверенность в себе. Конечно, приходится сожалеть о том, что нам нельзя быть вместе. Но надо терпеть и жить дальше. Хотя это очень непросто. Ведь ты всегда одна. Конечно, есть дети, внуки, но большую часть времени ты все равно одна. Послесловие 14 февраля, в счастливый день рождения Центрального дома актера, в трагический день, когда сгорел Дом актера на Тверской в 1990 году, в светлый День святого Валентина, который всегда радостно отмечался в ЦДА, друзья и коллеги простились с хозяйкой гостеприимного Дома актера навсегда. Прощайте, женщина-легенда всей Москвы. Досье "АП" Маргарита Александровна Эскина родилась 22 декабря 1933 года. В 1956 г. окончила театроведческий факультет ГИТИСа. В 1956—78 гг. работала на ТВ, в Союзгосцирке, завлитом в театре на Таганке. С 1987 г. — директор Центрального дома актера. Академик Международной академии театра (2001), лауреат премии правительства Москвы. Скончалась 11 февраля 2009 г. в Москве.

Возрастная категория материалов: 18+