Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №42 (28932) от 29 октября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
1 ноября 2020,
воскресенье

Асы стратегического назначения

Ядерный щит куется в Амурской области

Погода солнечная, ветер умеренный — значит окрестности серышевского села Украинка вновь огласятся ревом многосильных авиационных двигателей. В подтверждение внушительные Ту-95 МС («Медведь» по классификации НАТО) один за другим набирают высоту. Сделав круг- другой, садятся. Пройдя через руки авиационно-инженерной службы, вновь уходят на маршрут. Полеты тренировочные, но по ним видно — ядерный щит страны работает как часы. В этом убедился корреспондент «АП».

Асы стратегического назначения / Погода солнечная, ветер умеренный — значит окрестности серышевского села Украинка вновь огласятся ревом многосильных авиационных двигателей. В подтверждение внушительные Ту-95 МС («Медведь» по классификации НАТО) один за другим набирают высоту. Сделав круг- другой, садятся. Пройдя через руки авиационно-инженерной службы, вновь уходят на маршрут. Полеты тренировочные, но по ним видно — ядерный щит страны работает как часы. В этом убедился корреспондент «АП».

Предпраздничная неделя в авиационном гвардейском тяжелом бомбардировочном Севастопольско-Берлинском краснознаменном полку выдалась насыщенной. Четыре полетных дня — пять лет назад о такой нагрузке летчики и технари только мечтали. Хотя сегодня это даже не нагрузка, а обычные боевые будни.

Не детская игра

На аэродроме многолюдно, но никакой лишней суеты. Заправка топливом, протирка «зеркал» шасси, проверка основных узлов. Чувствуется, каждый знает и делает свое дело.

После медкомиссии — подробный инструктаж под руководством заместителя командира Сергея Королева. Во внимание берется все — начиная от погодных условий и заканчивая высотой эшелонов, продолжительностью полета каждого экипажа, обозначением запасных аэродромов, и многое другое. Перед вылетом никаких комментариев — полет пусть и тренировочный, но требует сосредоточенности на задании.

После приземления летчики готовы поделиться некоторыми подробностями службы. Гвардии майор Андрей Билыч — командир корабля (по-другому этот самолет и не назовешь). За плечами — опыт многочасовых перелетов и воздушного патрулирования у берегов НАТО.

— Самое тяжелое для летчика — ждать вылета, — снимая шлемофон, комментирует Андрей традиционный вопрос о трудностях профессии. — Я еще помню времена, когда поднимались в небо всего 2 раза в месяц. Теперь это делается практически непрерывно. От регулярности полетов напрямую зависит и техника пилотирования, отсюда уверенность в своих силах, силах экипажа и гордость за страну. Когда участвовал в воздушном патрулировании у берегов Канады, на себе почувствовал уважение натовцами нашей мощи. Эти ребята на своих истребителях сопровождали нас неотступно.

Экипажи «Медведей» давно знают, в какой точке земного шара их начнут сопровождать иностранные перехватчики. Встреча с ними, как, впрочем, и другие моменты, отрабатываются еще на земле. На специальном плацу краской нарисованы маршруты с обозначениями, которые понятны лишь авиаторам. Перед вылетом летчики ходят по ним, если предстоит работа в парах, то ходят друг за другом. Со стороны — детская игра. На поверку — серьезный этап предполетной подготовки, позволяющий заранее предусмотреть возможные неожиданности, наладить взаимодействие, вспомнить различные ориентиры, точки поворотов и так далее.

Снайперская подготовка

Заметив Ту-95 МС где-нибудь у берегов Аляски, Канады или Алеутской гряды, натовцы поднимаются в небо, летят параллельным курсом. Иногда приветливо машут рукой, а порой встают «на крыло», демонстрируя свое вооружение. Пытаются заранее предупредить о своих возможностях, а значит, воспринимают нас всерьез.

Да и как игнорировать основную машину дальней авиации России, способную нести крылатые ракеты и входящую в состав стратегических ядерных сил. По словам летчиков, в случае военной агрессии им необязательно будет даже вылетать за пределы государства. Ракеты, пущенные из контрольной точки, сами достигнут своих целей за тысячи километров. Они летят на высоте всего 50—100 метров, и не одна, а целый боевой порядок. Обнаружить и сбить их крайне сложно. Тренировочные пуски ракет в полку также проводятся регулярно. По понятным причинам в мирное время ядерная начинка в таких «болванках» отсутствует, но тем не менее пуски вполне реальные.

Помимо «зарубежных командировок», полковые эскадрильи постоянно отрабатывают перелеты в пределах страны. Учатся слаженно перебазироваться на другие аэродромы, в том числе Крайнего Севера.

Учитывая природные условия и температурный режим, навыки приобретаются полезные.

Экипажи гвардейского полка уверенно заправляются в воздухе. По словам профессионалов, это упражнение во всем мире считается одним из наиболее сложных, позволяющих продлить маршрут в два-три раза. Без него эффективность наблюдательных полетов в нейтральных водах других континентов существенно снизится.

Подпитка от летающих танкеров требует почти снайперской подготовки.

Только в руках не винтовка с оптическим прицелом, а штурвал тяжелого бомбардировщика, чей взлетный вес равен трем загруженным железнодорожным вагонам. Габариты «Медведя» тоже внушительные.

Другая сторона воздушного патрулирования — временные нагрузки на людей. Машина непрерывно находится в воздухе до 16 часов. Все это время приходится проводить в замкнутом пространстве, да еще и под пристальным вниманием иностранных истребителей. Плюс ответственность, как за машину, так и за качество задания. Слабонервные не выдержат. Не случайно в программе обучения обязательна психологическая подготовка.

— После приземления обязательно проводится разбор полетов, доклады о результатах, а потом летчики разъезжаются по домам, — говорит Глеб Фролов, заместитель командира полка по работе с личным составом. — Лучшей психологической разгрузкой считается встреча с родными. Хочется скорее прийти домой, обнять жену, детей, помыться, поесть и спать. Без полноценного отдыха в нашем деле тоже далеко не улетишь.

На земле, как в небе

О технарях в авиации вспоминают нечасто. Эти скромные труженики наземных служб редко становятся героями художественных и документальных фильмов. Хотя их заслуги в деле защиты страны не менее ценны, чем у летчиков. Что любопытно, для них самым тяжелым в работе также считается ожидание.

— Конечно, переживаем. Самолет — это все-таки машина, и наша задача — чтобы количество взлетов обязательно равнялось количеству посадок, — с трудом согласился на разговор старейший специалист авиационно-инженерной службы гвардии майор Александр Банько. — У меня от этого ожидания и первые седые волосы появились.

По словам сослуживцев, за спиной у этого человека почти 34 года службы.

Все годы с момента получения первых офицерских звездочек он провел в одном полку. За это время освоил шесть типов тяжелых бомбардировщиков. По возрасту пора бы на заслуженный отдых, но Александр не торопится. Да и командование не нас-таивает — такие специалисты в армии на вес золота.

— Я сам с Донбасса, на Украине жил до армии, — поделился старожил. — Когда после училища попал в Амурскую область, то думал, не переживу больше одной зимы. Морозы до 42 градусов доходили. Со мной ведь и жена приехала, мы с ней в одном классе учились. Так и живем, вот детей вырастили. Дочка здесь, а сын по моим стопам пошел, скоро офицером станет.

Он немногословен, но чувствуется в этом человеке стержень инженерной мысли. Той, что позволяет часами, иногда ночью под открытым небом на 40-градусном морозе копаться в железе тяжелых ракетоносцев. Под силу такое не каждому.

Инженеры и техники на жизнь не сетуют: во время подготовки к полетам голова болит только об ответственности за людей, которые поднимутся в небо на амурских «Медведях». Чувство коллективизма тоже здорово помогает, ведь сложную технику дальней авиации в одиночку не переберешь. Поэтому в их работе не столько важна субординация, сколько опыт и чувство локтя.

— Молодежь часто обращается за советом, — откровенничает Банько. — Да я и сам не стесняюсь спрашивать. Самолет — машина сложная, и гордыня тут ни к чему хорошему не приведет.

Серышевский район.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Антирекорд октября: в Амурской области подтвердили 139 случая COVID-2019Коронавирус
Вирус, уходи: амурские священники помолились об избавлении от COVID-2019Общество
Василий Орлов: «1700 студентов АГМА помогут снизить нагрузку на амурских медиков»Коронавирус
Кто в теремочке живет: в Благовещенске построят ярмарочный комплексЭкономика
Первая опора: в Свободном началось строительство нового путепроводаОбщество
Зейское лесничество получило три патрульных машины для поиска черных лесорубовОбщество

Читать все новости

Амурских снайперов вооружили крупнокалиберными винтовками Амурских снайперов вооружили крупнокалиберными винтовками
Контрактников в Приамурье будут вербовать на городских праздниках
Только 13 сержантов покинут стены ДВВКУ этим летом
Тыловики Приамурья получили крупную партию новых КамАЗов
Снайперы проведут в Приамурье ночные дуэли
Система Orphus