Раньше северные территории Приамурья запасались топливом заранее — уголь доставлялся во время навигационного периода речным флотом. Поставку топлива в отдаленные города и районы финансировала федеральная казна, но в связи с изменениями в законодательстве с 2005 года регионы сами отвечают за северный завоз на своих территориях. Поэтому и суммы, направленные на обеспечение зимовки, существенно уменьшились.

Муниципалитетам приходится переплачивать за доставку топлива наземным транспортом. Кроме того, последние зимы многие города и районы сталкивались с проблемой нехватки угля — населенные пункты отапливали буквально «с колес». Северный завоз позволит решить эти проблемы, так как с его помощью топливо будет заготавливаться заранее.

— Существовавшая схема накопления необходимого количества грузов в период навигации на входных перевалочных пунктах у железнодорожных путей, оптимального распределения флота для работы на реках с учетом навигационных условий позволяла значительно снизить закупочную стоимость, расходы за хранение угля и транспортные услуги, — считает председатель постоянной комиссии по экономике и собственности Зейского горсовета Сергей Павлов. — Принятый в 2005 году 94-й федеральный закон не учитывал специфики северного завоза, не позволял обеспечить централизованное размещение и исполнение муниципального заказа. Отлаженный механизм фактически был разрушен, что привело к значительному удорожанию угля и услуг, связанных с его доставкой, увеличению бюджетных затрат.

Однако в 2007 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве регионам было предоставлено право централизовать завоз товаров в районы, приравненные к районам Крайнего Севера при условии принятия закона, устанавливающего перечень товаров и услуг, необходимых для осуществления централизованной поставки. Только вчера такой проект закона прошел процедуру первого чтения в амурском Заксобрании. Сегодня на него большие надежды возлагают речники, которые из-за проблем с северным завозом находятся на грани закрытия.

— Доходы порта на 70 процентов зависят от завоза угля, — говорит директор Зейского речного порта Александр Соколов. — Но за последние два года в Зею мы не завезли ничего, потому что администрация избрала схему завозки топлива автомобильным транспортом. Все это время порт находится в тяжелейшем финансовом положении. Угольный причал простаивает два года, а его содержание обходится в 500 тысяч рублей. До 2006 года проблем не было, потому что благодаря северному завозу перевозки угля дотировались. Кроме того, северный завоз предполагал завоз угля в летний период, то есть уголь мог отлежаться и на котельные поступать с началом отопительного сезона уже сухим. А сейчас он зимой везется «с колес», поступает мерзлым, расход большой получается, можно сказать, что 30% его «вылетает» в трубу. Он и так очень дорогой — везут его из Красноярска. А раньше уголь завозили амурский и водным транспортом. Если уголь снова будет перевозиться по воде, значит порт выживет, а если нет, то мы не сможем работать, порт станет банкротом.

В прошлую навигацию речники выживали с помощью перевозок леса за границу. Теперь из-за увеличения экспортных пошлин на «кругляк» на подобные заказы рассчитывать не приходится. Для зейских речников транспортировка твердого топлива — как спасательный круг. В не менее плачевном положении находится и ООО «Суражевское» (речной порт в Свободном). Порт переживает трудные времена уже не первый год, а в числе причин звучит северный завоз, за который получатели угля не торопятся расплачиваться. ООО «Межмуниципальная топливно-теплоэнергетическая компания» Зейского района должна речному порту 3 миллиона.

— Помимо того, что договор был заключен с коммунальным предприятием, гарантом выступила и районная администрация, — поясняет директор ООО «Суражевское» Геннадий Чарыков. — Но арбитражный суд признал этот договор поручительства несущественным. Это значит, что на государственном уровне нас обманули. Предприятие признают банкротом, и денег мы не увидим, это мы уже проходили в прошлые годы. Сегодня могу только однозначно сказать, что без северного завоза нам не выжить, потому что перевозка угля — наша основная деятельность.

Возрастная категория материалов: 18+