Все необходимые рабочие инструменты находятся в специальном криминалистическом чемодане. Здесь есть Все необходимые рабочие инструменты находятся в специальном криминалистическом чемодане. Здесь есть

В амурском криминалистическом центре около 15 направлений экспертиз. Экскурсию по отделам для корреспондентов «АП» провел заместитель начальника экспертно-криминалистического центра УВД полковник милиции, кандидат медицинских наук Константин Егоров.

Наркотики и химические вещества, волокна, лакокрасочные материалы, металлы и сплавы, нефтепродукты, порох, стекло, керамику и резину разбирают на составляющие в отделе физико-химических экспертиз.

— Эти виды экспертиз очень сложные, требующие применения дорогостоящих приборов, — поясняет Константин Евгеньевич. — Например, исследование лакокрасочных материалов: случилось ДТП, и при столкновении автомобилей произошел переход лакокрасочного покрытия с одного автомобиля на другой. Виновник скрылся с места преступления, но у нас есть образец лакокрасочного покрытия скрывшегося авто. И если удастся обнаружить вторую машину, мы сможем сказать, что она точно участвовала в ДТП, по следам краски с поврежденного автомобиля. Даже если обвиняемый помыл своего «коня» и перекрасил.

— 3—4 года назад у нас рассматривалось так называемое «дело таксистов», — вспоминает начальник ЭКЦ Игорь Колейник. — Тогда убили несколько водителей такси, у оперативников был подозреваемый, но доказать его причастность было трудно. Эксперт на месте происшествия изъял с сиденья микроволокна. Экспертиза длилась долго, и наш сотрудник сумел доказать, что микроволокна с места убийства совпадают с волокнами, найденными на подозреваемом.

Все большую востребованность получает компьютерно-техническая экспертиза. Сегодня много преступлений именно этого направления. Самое распространенное —несанкционированный выход в Интернет под чужим паролем и, соответственно, за чужие деньги, а также кража информации.

— Года два назад милиция задержала педофила, — дополняет Игорь Викторович. — В личном компьютере преступника хранились его фотографии с детьми, но он успел удалить снимки. Однако наш эксперт сумел все восстановить.

Факты недостачи, мошенничества, уклонения от выплаты налогов выявляют в отделе экономических экспертиз. А алкоголь — вино, водку, коньяк и другие спиртосодержищие жидкости — исследуют эксперты-«пищевики».

Кстати, «бомбу» для Бориса Моисеева, которую ярые противники эпатажного певца спрятали в концертном зале, тоже исследовали в амурском ЭКЦ — эксперты-взрывотехники.

— Оказалась обычная дымовуха в пакете с соком, — говорит заместитель начальника отдела специальных экспертиз Александр Алексеенко. — Причем, она не только дымила, но и издавала неприятный запах.

— Следственно-оперативная группа в основном состоит из трех человек: следователя, сотрудника уголовного розыска и эксперта. Иногда к ним присоединяется участковый, кинолог с собакой. У нас практически все эксперты обучены работе на осмотрах мест происшествий, — рассказывает заместитель начальника экспертно-криминалистического центра УВД Константин Егоров. — Все необходимые рабочие инструменты находятся в специальном криминалистическом чемодане. Здесь есть все, что нужно: измерительные и увеличительные приборы, реагенты, перчатки и т. д.

— Громкие дела ведут следователи, а мы, эксперты, их помощники, помогаем доказать преступление, — говорит начальник экспертно-криминалистического центра УВД майор милиции Игорь Колейник. — За границей экспертно-криминалистические центры называются «интеллектуальной полицией», потому что все заключения экспертов основываются на научных исследованиях.

Задача эксперта — обнаружить какие-либо следы преступления, зафиксировать и изъять. Зачастую можем провести предварительное исследование — подсказать, что искать, где, но большинство исследований проводятся все-таки лабораторным способом.

В лаборатории отдела физико-химических экспертиз кипит работа. Лучший эксперт 2008 года подполковник милиции Валерий Котельников изучает на мониторе компьютера компонентный состав неизвестного вещества. На экране — сплошные кривые линии, напоминающие кардиограмму сердца, однако Валерий Юрьевич с первого взгляда может определить, что этот пик — титановые белила, а этот — обычный мел.

Трудно ли составить фоторобот и насколько он похож на свой оригинал? О том, как амурские криминалисты составили фоторобот на корреспондента «АП», читайте в одном из следующих номеров.

Возрастная категория материалов: 18+