«АП» неоднократно писала о нашествии волков, которое захлестнуло Амурскую область. За последние годы их поголовье выросло с 450 до 2200 особей. Как отмечают специалисты областного управления особоохраняемых природных территорий (ООПТ), резкое увеличение численности хищников напрямую связано с пассивной антиволчьей политикой. Как только у людей пропадает охотничий интерес к волкам, их становится многократно больше и происходит это в короткие сроки.

— При своей сегодняшней численности амурские волки ежегодно съедают от 500 до 1000 тонн мяса диких животных. Это в 2—4 раза больше, чем разрешается добыть всем нашим охотникам. Один хищник в состоянии уничтожить за год 35 косуль, или 10 лосей, или 15 изюбрей. Нынешней зимой они совсем обнаглели. В Зейском районе фермер убил волка прямо в свинарнике, одну корову хищники задрали на окраине села Соколовка Серышевского района, — подсчитывает убытки начальник отдела охраны животного мира управления ООПТ Валерий Пугасиенко. — Сильно страдают северные оленеводы. Общая численность оленей в Приамурье и так не превышает 6500 особей. От 300 до 500 из них каждый год гибнут во время волчьих набегов.

Раньше охотники–волчатники применяли фторацетат бария — эффективный яд, который добавлялся в приманку. После его употребления у зверя не оставалось шансов на выживание. Главным недостатком этого яда была его опасность для других животных, тех, что питались мясом погибшего волка. Умирали птицы, различные плотоядные животные. К тому же на протяжении шести лет фторацетат бария не разрешается к применению, поэтому начался поиск новых методов борьбы с волками.

— Нами разработана специальная инструкция, где опытные волчатники делятся секретами мастерства, — рассказывает заместитель начальника отдела Николай Степанов. — Там говорится о способах установки капканов, петель, и самое главное — о способах приготовления относительно безопасной отравы, которая не будет угрожать остальному животному миру. Главной составляющей такой приманки являются карбид и негашеная известь.

Как говорится в инструкции, оба компонента по отдельности обматываются плотными салфетками (во избежание преждевременного контакта). После этого они вместе заворачиваются в обычное тесто. Такой «вареник» обмакивается в густой растопленный животный жир (чтобы запах извести не просачивался наружу) и примораживается к куску мяса. Получается дешево и сердито, говорят охотоведы. За пару попыток группа управления уничтожила семь хищников. До этого даже две шкуры считались крупным трофеем.

Сегодня осталось ответить еще на один немаловажный вопрос: как заинтересовать людей охотиться на хищников?

— Мы готовим предложения правительству Амурской области по возобновлению денежного поощрения охотников-волчатников, — делится ведущий консультант управления ООПТ Сергей Глущенко. — Нужно,чтобы люди получали хотя бы по 3000 рублей за шкуру. Если власти пойдут нам навстречу и депутаты поддержат наши начинания, то такие расходы обойдутся областному бюджету в 2 миллиона 200 тысяч рублей ежегодно. Кажется много, но сами волки наносят ущерб, превышающий 85 миллионов рублей. То есть выгода очевидна. Помимо прочего, у волков отмечается высокая заболеваемость бешенством. После схваток хищников с домашними сторожевыми собаками болезнь легко может перекочевать в населенные пункты и стать опасной для человека.

Как стало известно «АП», в ряде охотничьих хозяйств не стали ждать решения «сверху» и уже премируют своих охотников из собственных источников. Где-то дают тысячу рублей за волка, где-то три тысячи, а порой в дело идут льготные путевки. Но всего этого мало, уверены охотоведы — без вмешательства властей ситуацию не переломить.

Возрастная категория материалов: 18+