Ольга Владимировна Тамкина борется за право жить в человеческих  условиях.Ольга Владимировна Тамкина борется за право жить в человеческих условиях.

Спустя полвека обсерватория закрылась, а обветшавший дом вместе с жильцами оказался как бы в невесомости. Жильцы покосившегося дома никому не платят за коммунальные услуги и время от времени оказываются по колено в нечистотах в собственных квартирах.

Девятый вал из ванной

Семья учительницы Ольги Владимировны Тамкиной живет в доме на широтной 10 лет. Получили квартиру на первом этаже, когда переехали из Приморья. Глава семьи устроился водителем в Амурский научный центр ДВО РАН, и ему от центра выделили это жилье. По признанию хозяев, квартира была в ужасающем состоянии, в ее ремонт пришлось вложить немало сил и средств. Сначала в доме было паровое отопление, но со временем его отрезали, жильцы сложили печки и начали заготавливать дрова. Вода из кранов дома пока течет, но жители опасаются, что это скоро закончится — скважину теперь обслуживает Дальневосточный ботанический сад, который недавно разместился на широтной станции.

— Вот посмотрите, как мы живем, — не скрывала эмоций Ольга Владимировна. — Дом и коммуникации ветхие, соседи со второго этажа, с которыми мы не можем договориться, постоянно нас заливают. Они пользуются канализацией, и все их нечистоты идут к нам. В результате в ванной у нас вода стоит по колено и потом уходит под пол — там у нас домашний погреб. Представьте, открываю утром дверь в ванную и на меня обрушивается волна нечистот. Так было уже неоднократно.

Девятый вал нечистот из санузла повторялся не раз. Стены в квартире Тамкиных в разводах, в подполье растет белый пушистый мох — грибок, им затянуты стены. Проблема не только в неуправляемых соседях, но и в ветхости коммуникаций.

— Сколько ни обращались в институт — помощи дождаться не можем, — сетует Ольга Владимировна. — Летом мой сын и сын соседей сами чистили канализацию, спускались в колодец. Сейчас зима, без помощи сантехников не обойтись. Ждем помощи от института, но, не дождавшись, не раз были вынуждены решать проблемы за свой счет, а деньги это немалые. Сколько же можно?

В квартире грудной ребенок, ванная нужна постоянно, чтобы купать малыша и стирать пеленки, поэтому «проявлять терпение», ожидая сантехников дни напролет, семья не может. Глава семьи в отчаянии предлагает решить проблему радикально — зацементировать сан-узел и построить туалет на улице.

Соседи к борьбе Тамкиных за свои права не присоединяются.

— А кому присоединяться? — недоумевает женщина. — Одни сдают свои квартиры жильцам, другие вообще живут одним днем. Только еще одна семья и мы сообща боремся.

Мы застали хозяйку дома — из-за перманентных сантехнических проблем Ольга Владимировна оказалась на больничном. В 28-й школе она преподает русский язык и литературу, учит детей доброму и вечному, но настроение у нее не очень мажорное. Вечные ценности опровергаются бытом. А вечные вопросы — кто виноват и что делать — остаются актуальными.

Головная боль института

Институт геологии и природопользования Амурского научного центра ДВО РАН 8-квартирный дом получил в наследство от широтной обсерватории. Несмотря на то что среди жильцов дома работников института давно нет, здание продолжает оставаться на балансе научной организации.

— Насколько возможно, мы этот дом содержим, — говорит замдиректора по общим вопросам Сергей Ларионов. — Раз он на нашем балансе, мы не можем махнуть рукой на жильцов и их проблемы.

Но мы бюджетная организация, с 1 января 2005 года вид деятельности, к которому относится содержание жилья и получение доходов, для нас был упразднен. С этого периода мы уже не имели права взимать с жильцов платежи за коммунальные услуги и найм. Почему дом не был своевременно передан в муниципальное управление, сейчас сказать сложно.

Институт от дома на широтной сегодня не имеет ничего, кроме лишней головной боли. В круг целей и задач научной организации содержание жилья не входит. Прибыли от этого тоже никакой. С 2005 года жильцы не платят за коммуналку и найм — принимать платежи от них институт не может. Чтобы дом не отключили от электричества, работники центральных электросетей заключили договор с жильцами. По мнению Сергея Ларионова, жильцы должны были провести собрание: выбрать старшего дома и заключить договор на обслуживание с управляющей компанией, которая будет взимать с обитателей дома квартплату и оказывать коммунальные услуги. Это был бы цивилизованный выход из трудной ситуации. Но, очевидно, нереальный, учитывая очень разные интересы жильцов.

По словам Сергея Ларионова, машина для откачки септика на широтную выезжает регулярно. Другой вопрос, что септик не резиновый и рассчитан на определенные нормы водопотребления. Не все жильцы их соблюдают. Если воду лить без меры, любой септик переполнится.

— У нас давно готов пакет документов для передачи дома в муниципальную собственность, — говорит Сергей Юрьевич. — Но в конце февраля стало известно, что мы опять не сможем это сделать в ближайшее время — межрегиональное территориальное управление по управлению имуществом РАН в стадии ликвидации, и все сделки с недвижимостью приостановлены. Хотим мы или не хотим — дом по-прежнему остается у нас в оперативном управлении и обслуживании.

Возрастная категория материалов: 18+