Райчихинское автотранспортное предприятие вынуждено сокращать маршруты и частоту поездок в населенные пункты. При этом руководство предприятия просит не финансовой помощи от властей, а лишь принятия закона о таксомоторных перевозках, который помог бы ужесточить борьбу с нелегалами.

Аппендицит без выбора

Небольшое село Подоловка в Завитинском районе давно и прочно окрестили аппендицитом. Выбраться из него в райцентр можно лишь раз в неделю рано утром. Возвращение на выбор — либо в тот же день поздно вечером, либо ждать еще семь дней. Для молодых мам с грудничками и пенсионеров поездка в больницу превращается в мучение. Страдают студенты и другие категории населения. Кататься каждый день на такси по карману лишь состоятельным гражданам. Поездка на «частнике» до Завитинска обойдется в 600—700 рублей.

У подоловцев нет альтернативы, поэтому бороться за гарантированную законом доступность пассажирского автотранспорта в таких условиях невозможно. В других населенных пунктах альтернатива есть, но и она радует не всех. Там, на смену законным пассажироперевозчикам приходят частники. Правда, у них и билеты дороже, и система льгот не используется, и безопасность держится на честном слове водителя.

— Еще полтора года тому назад наше предприятие обслуживало все внутрирайонные маршруты Завитинского района, — рассказывает представитель пресс-службы Райчихинского автотранспортного предприятия. — В настоящее время мы вынуждены оттуда уходить. В самом Завитинске наши автобусы еще курсируют. Буквально в марте этого года город может полностью оказаться в руках нелегальных автоперевозчиков. Именно из-за них мы вынуждены отказываться от своих маршрутов.

С подобными проблемами сталкиваются и райчихинцы. Осенью прошлого года в городе угольщиков прекратил работу социальный маршрут, который бесплатно развозил пенсионеров, не имеющих льготного проезда. Он же доставлял социальные категории горожан в микрорайоны Восток и Зельвино. Канул в лету единственный на весь Дальний Восток межрегиональный автобусный маршрут, связывавший Амурскую область с Еврейской автономной.

— Помнится, насколько важное значение областные власти придавали открытию этого маршрута, — рассказывает директор Райчихинского автотранспортного предприятия Андрей Тягло. — Теперь он закрыт, и вряд ли кто-то поинтересовался причиной его ликвидации. Кажется, в областном центре даже не в курсе этой ситуации. Да, что говорить о межрегиональном маршруте, если под угрозой закрытия перевозки пассажиров между Новобурейским и Буреей, туманно будущее маршрута Новобурейский — Благовещенск и многих других. Мы легальное предприятие, которое окружает масса контролирующих органов. Тратимся на медицинское и техническое обслуживание, приобретаем запасные части, платим налоги, соблюдаем линейную дисциплину. Зная об этом, частники за пять минут до прихода нашего автобуса объезжают все остановки, собирают платежеспособных пассажиров, оставляя лишь льготников.

Таким образом, из рук уходят прибыльные маршруты, за счет которых мы перекрывали расходы убыточных. А у нелегалов, кроме прямых затрат, финансовой нагрузки практически никакой, и вся прибыль только в карман и мимо бюджета. Мы не против честной конкуренции. Пусть и они также соблюдают закон, несут наравне с нами весь груз ответственности за безопасность перевозки пассажиров, но тогда их затратная часть увеличится вдвое-втрое, и уверяю вас, работать в этой отрасли они не захотят.

Все попытки призвать на помощь ГАИ, транспортную инспекцию, налоговиков и другие контролирующие структуры ни к чему не приводят. В лучшем случае нарушитель заплатит 500 рублей штрафа — смешные деньги по сравнению с его выручкой. Поэтому нелегалы плодятся как грибы после дождя.

Перекрой устоев

Сегодня и без того накаленную обстановку усложняют мировые финансовые проблемы. Дизельное топливо и запчасти стремительно дорожают, тарифы же остаются на одной отметке почти два года. В начале 2008 года свою лепту в «гибель» регулярных пассажироперевозок внесла администрация бывшего губернатора Колесова. Его правительство почти наполовину уменьшило компенсации на перевозку льготников. Но ведь это не дотации, а деньги, честно заработанные предприятием. Кто определил количество поездок на общественном транспорте дедушек и бабушек, проливавших кровь за родину, за достойную старость, кто должен отстаивать их права — сотрудники пассажирского предприятия или государство? — задаются вопросом на Райчихинском АТП.

Совсем в недалеком прошлом Райчихинское пассажирское предприятие являлось муниципальным и было близко к банкротству. Сумма долгов доходила до 28 млн. рублей. На его базе появилось общество с ограниченной ответственностью, прекратилось «качание» средств из городского бюджета, а теперь, помимо всего прочего, приходится платить за аренду автотранспорта и оборудование.

Тем не менее Райчихинское АТП — единственное на всем юго-востоке Приамурья легальное пассажирское предприятие, которому удалось выжить. Помимо Райчихинска и Завитинска, сегодня предприятие обслуживает Бурейский и Архаринский районы.

— Мы не стоим с протянутой рукой, — продолжает Андрей Владимирович. — Нам достаточно закона, который поможет навести порядок в отрасли. В противном случае восстановить заново то, что упустим сегодня, бюджетам разного уровня обойдется гораздо дороже. В результате проиграют все: и пассажиры, и власть, и мы среди них. Мы — это 300 профессиональных сотрудников, привыкших делать свое дело на совесть.

За последние годы судьба вышеупомянутого закона поднималась неоднократно на самых разных уровнях властей Приамурья. Письмами от Райчихинского автотранспортного предприятия завалены все органы власти, контролирующие органы с предложением действовать сообща, чтобы этот закон был быстрее принят. Но письма остаются без ответа, вопросы без решения. Законодателями ряда городов на фоне отсутствия закона о таксомоторных перевозках пришлось принять свои, муниципальные документы, регулирующие деятельность пассажироперевозок, но они, в силу своей ограниченности на фоне несовершенства федеральных и областных законов, бездействуют. Это сейчас конкретно вредит пассажирским перевозкам так же, как и отсутствие закона. Свою отрицательную лепту в пассажирские перевозки внес закон, отменяющий лицензирование до 8 месяцев транспорта, который, по своей сути, поддержал не добросовестного перевозчика, а «пирата».

Работать по-честному

По итогам 2008 года Райчихинское АТП смогло приобрести пару новых автобусов типа ПАЗ. На большее не хватило денег. Стоимость одной комфортабельной отечественной машины уже достигает семи миллионов рублей. Почти 84% муниципального автобусного парка по всем срокам давно на пенсии, а через три-четыре года просто не на чем будет ездить. Совсем недавно появилась надежда на то, что федеральный бюджет выделит деньги на приобретение автобусов для муниципальных маршрутов, но у Амурской области вряд ли хватит денег профинансировать этот проект. С другой стороны, если бы деньги, которые уходят в карман нелегалам, поступали бы в местные и областные бюджеты, то, может быть, удалось участвовать в проекте, предложенном президентом. Речь идет о спасении такой важной социально направленной отрасли, как общественные перевозки.

Несмотря ни на что, все, кто ездил на транспорте данного предприятия, отмечают высокую комфортабельность в автобусах и вежливое обращение персонала с пассажирами. Это заслуга работников РПАТП, хотя опять же низкая прибыль не позволяет увеличить денежное вознаграждение за заслуженный профессиональный труд, и молодежь неохотно берет на себя ответственность за десятки жизней пассажиров.

— Райчихинское пассажирское автотранспортное предприятие — единственный легальный перевозчик, с которым мы имеем право заключать договоры на перевозку льготной категории населения, — констатирует начальник управления соцзащиты населения в г. Райчихинске и пгт Прогресс Александр Родионов. — Здесь проживают более 2000 льготников. Если не будет перевозчика, у которого имеются все документы, лицензии и одобрение на перевозки, я не могу даже представить последствия.

С другой стороны, можно махнуть на все рукой и положиться на волю рыночного саморегулирования. Развалится Райчихинское ПАТП, как другие пассажирские предприятия в Амурской области, останутся безработными сотни работников этой отрасли, и, видимо, пойдут пешком наши заслуженные бабушки и дедушки. И любой, кто захочет вернуться к легальному извозу пассажиров, на фоне всех вышеперечисленных проблем, судя по всему, долго не продержится. А сегодня работать на маршрутах по-честному все равно что вкладывать деньги в своих нелегальных конкурентов.

Возрастная категория материалов: 18+