Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №19 (28910) от 21 мая 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
26 мая 2020,
вторник

Таежные учителя

Швейцарский «Ролекс» спонсирует эвенкийских учеников

Общество

Коренные малочисленные народы Севера стали предметом обсуждения на прошедшей неделе для учителей Амурской области. Педагоги из Тындинского, Зейского, Селемджинского районов, представители министерства образования и науки собрались в эвенкийском селе Усть-Нюкжа, чтобы на месте познакомиться с работой единственной в Приамурье кочевой школы.

Таежные учителя / Коренные малочисленные народы Севера стали предметом обсуждения на прошедшей неделе для учителей Амурской области. Педагоги из Тындинского, Зейского, Селемджинского районов, представители министерства образования и науки собрались в эвенкийском селе Усть-Нюкжа, чтобы на месте познакомиться с работой единственной в Приамурье кочевой школы.

Инновационный подход в образовании, с одной стороны, удивил гостей, а с другой — заставил задуматься о перспективах уникального учебного заведения.

Грант из Сингапура

Кочевая школа в Тындинском районе появилась в 2006 году, ее основателем стала француженка Александра Лаврилье. Будучи доктором этнологии и антропологии Парижского университета, она стала изучать быт, культуру, традиции коренных народов севера и обратила внимание на то, что дети эвенков, учась в школе, живут в интернате, надолго отрываясь от семьи. Результат такого подхода: они получают образование, но заниматься традиционным для своего народа ремеслом — охотой и оленеводством — не хотят. Так эвенки теряют свои корни, рвется связь поколений. Проблема и в том, что влиться в другую жизнь — городскую — они не могут. Здесь другие требования, другие представления о жизни, не те, что закладывались в раннем детстве. Значит, нужно продлить пребывание детей в семье. Как это сделать?

— Проект французско-эвенкийской кочевой школы сформировался в тайге после совета с семьями эвенков-таежников якутского села Иенгра и амурского — Усть-Нюкжа, — объяснила создание школы Александра Лаврилье. — Цель этой школы — дать возможность эвенкийским детям получить начальное образование, живя в семейном кругу и ведя традиционный образ жизни. В этом случае ребята не будут страдать от разрыва с родителями и природой в этот важный период психологического формирования. Одной из главных задач, на мой взгляд, является развитие способности ребенка самореализоваться как в условиях кочевой школы, так и во внешнем социальном мире.

Александра Лаврилье активно занималась развитием кочевой школы на первом этапе. В 2006 году, зная неподдельный интерес к коренным народам Севера за границей, она обратилась за помощью в реализации своего проекта обучения юных эвенков в тайге к европейским странам. И Александра нашла поддержку у знаменитой швейцарской фирмы по производству часов «Ролекс». Бизнесмены в Женеве настолько вдохновились представленным видеоматериалом о жизни малых народностей, что безоговорочно решили выделить спонсорскую помощь амурским эвенкам. Проект национальной кочевой школы в числе пяти победителей был выбран из двух тысяч различных программ со всего мира. В том же году Александре Лаврилье как автору проекта создания кочевой школы вручили в Сингапуре грант для совершенства работы учебного заведения.

На полученные деньги Александра закупила ноутбуки, мебель, учебники для юных эвенков. Существенную поддержку кочевой школе оказывают и районные власти.

— За счет воспитания ребенка в семье мы сохраняем традиции, культуру, и самое главное — эвенкийский язык. Поэтому кочевая школа — это прекрасная возможность на начальном этапе оставить ребенка в традиционных условиях пребывания — в тайге вместе с родителями, обучить его навыкам охоты и оленеводства и при этом дать образование, — говорит Галина Климович, начальник управления образования администрации Тындинского района.

Школа в палатке

Сегодня в кочевой школе обучается 9 юных эвенков: 4 дошкольного возраста и 5 учащихся начального звена. Педагоги кочуют по пастбищам, где живут оленеводы, в течение всего учебного года: месяц в одном месте, месяц в другом. Преодолевая многокилометровые расстояния на оленьих упряжках, преподаватели берут с собой палатку, электрогенератор, спальные мешки, учебники, ноутбуки. Учителя преподают, оставляют задания, приезжают и проверяют их. Сейчас с детьми занимается Александр Габышев. Он сменил Александру Лаврилье, которая два года была преподавателем Усть-Нюкжинской школы, а сейчас занимается научной работой во Франции. Обучение идет по общеобразовательной программе, которая включает в себя изучение эвенкийского и иностранного языков с первого класса. Во время остановки на пастбище задача учителя — рассказать детям тему, дать задание ребенку и советы родителям, каким навыкам нужно обучить сына или дочь до следующего приезда кочевого педагога.

На областном семинаре–совещании были подняты наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются учителя школ в национальных селах. Так, по мнению, представителей учебных заведений из Бомнака Зейского района и Ивановского Селемджинского района продолжать опыт тындинцев здесь уже поздно. Как говорят педагоги эвенкийских школ из этих районов, большинство коренных жителей Бомнака и Ивановского разговаривают на русском языке и многие традиции уже утеряны, а обучать детей национальным ремеслам, языку без влияния родителей довольно проблематично.

— Справедливо был задан вопрос, нужно ли сдавать единый государственный экзамен эвенкам, если они живут в гармонии с природой и главное для них — охота, оленеводство. Сейчас в министерстве образования рассматривают вопрос особых условий аттестации для выпускников национальных школ, — рассказывает Наталья Поваляева, заместитель начальника управления образования администрации Тындинского района. — Обсуждаются вопросы и дистанционного обучения эвенков в условиях кочевой школы. Ведь сегодня в тайге есть спутниковая связь и выход в Интернет, поэтому можно проходить программу средней школы без отрыва от семьи, тем самым совмещая получение образования с охотой и оленеводством. Не исключено, что в ближайшее время кочевая школа расширит свои рамки до 9-го класса.

Диалоги о кадрах

Однако у современной кочевой школы есть и свои противники. Владимир Иванищенко, 40 лет преподававший в Усть-Нюкжинской школе, считает, что это способ привлечь внимание, а о качестве образования здесь никто не думает.

— Когда дети из тайги приезжают в основную школу и проходят тестирование, то они показывают плохие результаты, но, чтобы не портить показатели, учителя проставляют им хорошие оценки, — возмущается Владимир Иванищенко. — О каком образовании можно говорить, если дети сами учат француженку русскому языку?! Сначала нужно набрать педагогов для кочевой школы, а уже потом заявлять об успешности проекта.

О кадровой проблеме говорит и сама Александра Лаврилье. Француженка неоднократно упоминала, что нужно выбирать будущих педагогов среди молодежи, живущей в кочевых условиях. Среди них многие хорошо окончили школу, имеют художественные способности, учились в высших и средних учебных заведениях, но по различным причинам прекратили учебу и вернулись в родную стихию — тайгу. Они могли бы заочно получить педагогическое образование, при этом работать воспитателем или помощником преподавателя. Так, по мнению доктора Парижского университета Сорбонны Александры Лаврилье, можно получить национальные кадры, адаптированные к кочевой жизни. Уже сейчас родителям, живущим в тайге, предлагают стать воспитателями своих детей и получать за это деньги.

— Если б не школа, вряд ли бы сохранились эвенкийские традиции на севере области. Дети из Усть-Нюкжи лучше, чем в других национальных селах Приамурья, знают эвенкийский язык. Наши ребята не только говорят по-эвенкийски, но и думают — это самое главное, — подчеркивает Алексей Мельников, директор Усть-Нюкжинской школы.

На севере Амурской области, помимо Усть-Нюкжинской, есть еще одно национальное учебное заведение — в селе Первомайском Тындинского района, где также активно занимаются обучением детей традиционным ремеслам, эвенкийскому языку.

Семинары по обмену опытом учителей национальных школ уже стали ежегодными, более того, их уровень с каждым годом растет. В этом году он планировался межрегиональным, в Усть-Нюкжу собирались приехать представители из села Тополиного Томпонского района республики Саха (Якутия). Там также работает кочевая школа, но транспортные проблемы не дали якутским учителям познакомиться с опытом амурских педагогов. В следующем году преподаватели национальных школ планируют вновь собраться в одном из эвенкийских сел и снова поднять наболевшие вопросы обучения юных представителей коренных народов Севера.

Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Гороскоп на 26 мая: Близнецам напомнят о прошлом, Весы станут предметом насмешекСоветы
Амурским семьям без маткапитала выплатили по 5 000 рублейОбщество
Новую льготную ипотеку под 6,5 процента получили больше 30 амурчанЭкономика
В Приморье отец с тремя детьми ушел в лес пережидать коронавирусПроисшествия
Амурские медики провели уникальную операцию четырехлетнему ребенкуОбщество
Сергей Левицкий: «В Циолковском 19 заболевших, ежедневно созваниваюсь с каждым»Коронавирус

Читать все новости

Общество

Фотограф перекрасил платье свекрови, а щенок сам сел на карантин: утро с «Амурской правдой» Фотограф перекрасил платье свекрови, а щенок сам сел на карантин: утро с «Амурской правдой»
Амурским семьям без маткапитала выплатили по 5 000 рублей
Амурские медики провели уникальную операцию четырехлетнему ребенку
В Благовещенске побит суточный рекорд осадков за 42 года
С шоколадкой на похороны
Система Orphus