— Александр Васильевич, в этом году планы во всех отраслях экономики скорректировал экономический кризис. В частности, несколько замедлился рост посевных площадей. Почему это произошло?

— Понятно, что за последний год ситуация в экономике достаточно серьезно изменилась, причем не в лучшую сторону. Мы ориентировались и на приобретение импортной энергонасыщенной техники. Однако купить ее на прежних основаниях сейчас уже нельзя — ужесточились условия льготного кредитования, и теперь затраты на покупку таких машин хозяйствами совершенно другие. Еще мы ощущаем трудности, связанные с тем, что хозяйствам стало сложнее взять кредит в банке. Поэтому снижение темпов роста — это естественное торможение в связи с изменившейся экономической ситуацией.

— Насколько те цифры, которыми сейчас оперирует министерство, совпадают с прошлогодними видами на посевную?

— Мы ожидали большего сокращения, но на сегодня практически ни один район не уменьшил свои посевные площади. В этом году мы планируем не только удержаться на уровне прошлого года, но и дать небольшой прирост. Радует то, что есть движение вперед и что удалось избежать рецессии. Однако не скрою, что изначально мы предполагали некоторое снижение площадей. Сегодня дело не столько в площади, сколько в том, чтобы удержаться на плаву в это сложное время.

— Стоит ли ждать массовых банкротств сельхозпредприятий?

— Массовых нет, но в отношении ряда хозяйств процедура банкротства может быть запущена. По крайней мере, есть те, кто не выполнял обязательства перед кредиторами на протяжении нескольких лет, и это уже не спишешь на кризис. Сейчас кредитные организации будут пристальнее смотреть на то, сколько было у хозяйства отсрочек, как накапливались долги. Достаточно долго своеобразным буфером, спасательным жилетом, удерживающим эти хозяйства на плаву, было ГУП «Агро». Однако когда два года назад перед ГУП «Агро» поставили другие задачи и оно перестало кредитовать хозяйства, то этот буфер исчез. В настоящее время есть некоторые проблемы с финансированием весенне-полевых работ, но меры предпринимаются. Здесь многое зависит от пролонгации долгов перед ГУП «Агро» тех хозяйств, у которых сейчас возникают проблемы с получением банковских кредитов.

— Как будет складываться ситуация с теми, кто до сих пор не рассчитался по долгам с ГУП «Агро»?

— Есть ряд хозяйств, которые на протяжении длительного периода работали по взаимозачетам с ГУП «Агро» и практически не сотрудничали с банками. Сейчас же, когда прежнего механизма работы не существует, хозяйства вынуждены обращаться к банкам, которые готовы рассматривать заявки при условии отсрочки погашения долга организации перед ГУП «Агро» до конца сельскохозяйственного года. Такие документы, подтверждающие факт отсрочки платежей, мы готовим и затем предоставим их в банки.

— За последний год существенно выросли процентные ставки по кредитам. Насколько сильно этот факт ударил по сельхозпроизводителям?

— Если брать среднее хозяйство, то по большому счету этот факт несильно повлияет на их существование. Дело в том, что субсидирование процентной ставки высчитывается от ставки рефинансирования Центробанка, которая также выросла. То есть, несмотря на то, что сами кредиты стали дороже, сумма выплат хозяйствами изменилась не так значительно. Так что это не причина бить в колокола и говорить, что мы пропали.

— Стоит ли в этом году ждать каких-то существенных перемен в механизме получения кредитов и смены кредитных организаций?

— Не думаю, что это произойдет. Во-первых, у нас есть переработчики, к примеру «Амурптице-пром», «Амурский бройлер» и «Амурагроцентр», с которыми хозяйства заключают договоры и получают средства на подготовку к полевым работам. Во-вторых, есть банки, прежде всего Россельхозбанк и Сбербанк. Проблем с недостатком кредитных ресурсов в банках нет. Другой вопрос: как эти деньги получить, как правильно составить все документы?

— Нынешней зимой произошло значительное, почти в два раза, снижение цен на сельхозпродукцию. Это сказалось на состоянии хозяйств, подготовку к посевной?

— Да, снижение цен очень сильно повлияло на жизнь хозяйств, особенно тех, кто не смог своевременно реализовать продукцию, и прежде всего зерновую группу — цена на нее просто катастрофически упала. Вообще, динамика цен на сельхозпродукцию в минувшем году не была ординарной. В ноябре килограмм сои стоил 12 рублей, и многие, основываясь на многолетнем опыте, решили придержать ее к весне, чтобы затем выгоднее реализовать. Однако прогнозы были такие, что ждать чего-то не стоило. В итоге выиграли те, кто продал урожай сразу и успел приобрести на эти деньги удобрения, топливо, стоимость которых в ту пору была совершенно другой.

— По данным минсельхоза, у нас сейчас заготовлено лишь 30 процентов от необходимого объема топлива. Это много или мало?

— Конечно, мало, но и время у нас еще есть. Проблема существует, и нужно ее решать. Однако хочу отметить, что у значительного количества хозяйств больших трудностей в этом отношении быть не должно. А вот где-то у трети сельхозпредприятий могут быть серьезные проблемы, вплоть до того, что им откажут все кредитные институты. Но все равно обычно находятся заинтересованные лица, которые в конечном счете могут и решить судьбу этих хозяйств.

— Александр Васильевич, в этом году амурские аграрии закупили не так много удобрений. Почему сложилась такая ситуация и чем она чревата?

— Она чревата тем, что мы недополучим часть урожая. В конце прошлого года государство заморозило цены на удобрения, но тогда у большинства хозяйств не было средств для их покупки. Хотя некоторые крупные предприятия успели завезти достаточный объем удобрений. В новом году цена выросла почти вполовину, и сегодня говорить о том, что кто-то ринется покупать удобрения, было бы излишне оптимистично. Однако у нас есть надежда, что сработают те удобрения, которые были внесены в прошлом году и не проявили себя из-за сухой погоды.

— С начала марта в области выпало достаточно большое количество осадков. Этот факт радует или, напротив, пугает аграриев?

— Хорошо, что влага есть. Однако в отличие от центральной или южной зоны России, для амурской земли никогда не был актуальным вопрос снегозадержания. У нас почва достаточно глубоко промерзает, и влага от снега в нее практически не поступает.

— То есть прошедший снегопад не сыграет большой роли в посевной?

— С одной стороны, есть опасения, что в ряде районов сроки сева могут быть сдвинуты на более поздние. С другой — послед-ние осадки вряд ли повлияют на полевые работы в наших основных сеющих районах, потому что буквально через неделю снег начнет таять и в апреле, к началу посевной, на полях его уже не будет. При этом хочу отметить, что во всех районах запас влаги в почве выше почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. Это дает возможность получить нормальные всходы.

— Как вы считаете, насколько тяжелой будет посевная в сравнении с предыдущими годами?

— Не думаю, что она будет тяжелой. Вопрос лишь в том, насколько быстро мы проведем все организационные составляющие, подготовимся к весенне-полевым работам и какой будет нынешняя весна. Сегодня каких-то нерешаемых проблем с яровым севом у нас нет. Последние четыре года мы сеем в рабочем режиме — не нужно проводить никаких штабов, ночных планерок. Земля подготовлена, у нас есть хорошие семена, сейчас остается лишь завершить ремонт техники и в ближайшее время решить вопрос с ГСМ.

— Александр Васильевич, кадровые перемены в Минсельхозе России каким-то образом повлияли на отношения амурского министерства с федеральным?

— Нет, практически ничего не изменилось — в ведомстве работают прежние люди, нового руководителя еще нет. Я не знаю, кто станет новым министром и каким образом он будет выстраивать работу, но с Алексеем Васильевичем Гордеевым, руководившим министерством больше десяти лет, у нас были налаженные деловые взаимоотношения. Мы продолжаем общаться с заместителями, начальниками департаментов и отделов Минсельхоза. Сказать, что все резко изменилось, я не могу.

Посевная в цифрах

В 2009 году предполагается разместить сельскохозяйственные культуры на площади 772,9 тысячи гектаров. Яровой посевной клин выходит с 7-процентным ростом. Наибольшее увеличение площади посева — на 39 тысяч гектаров (11%) — отмечается по сое и составит 398,1 тысячу гектаров. Посевные площади по зерновым культурам останутся на уровне прошлого года и составят 258,9 тысячи гектаров. Пшеницу разместят на 145,6 тысячи гектаров, ячмень — на 53,7, овес — на 44,3, кукурузу на зерно — на 3,2 тысячи гектаров, озимую рожь — на 600 гектарах. Посеять зерновые культуры аграрии планируют до 1 мая, сою — до 5 июня.

Возрастная категория материалов: 18+