Заметно упал спрос на крупную и дорогую бытовую технику, покупка которой может подождать.Заметно упал спрос на крупную и дорогую бытовую технику, покупка которой может подождать.

Доллар подстегнул цены

Наша покупательная способность из-за резко взлетевших цен значительно снизилась, а, по мнению экспертов, падение спроса уже есть отражение кризисных явлений в экономике. Покупателю сейчас труднее решиться на приобретение нового телевизора или компьютера, стоимость которых подстегнул рост доллара, и как следствие — снизился розничный товарооборот бытовой и цифровой техники в Приамурье.

Сегодня импортная техника занимает около 80 процентов в ассортименте магазинов, и зачастую заменить ее российскими аналогами просто невозможно. Если среди крупной бытовой техники, например холодильников, довольно много российской сборки, то в мелкой высокотехнологичной цифровой — почти все заграничная продукция. Ослабление национальной валюты к доллару и евро сильно сказалось на стоимости бытовой техники и электроники.

—Товар у нас подорожал, в основном это коснулось холодильников, электроплит, стиральных машин, на них цены выросли в среднем на 15 процентов, — отмечает продавец магазина «Парад электроники» Александр Бондаренко. — Некоторые другие виды техники подорожали примерно на 5—10 процентов. Все это вполне объяснимо — товар закупается в долларах, а он значительно вырос. Покупателей, кстати, стало немного меньше, чем обычно. Впрочем, несмотря на кризис, мы предоставляем 10-процентную скидку на любой товар после первой покупки.

— Цены выросли на весь ассортимент, — подтверждает директор ООО «Позитроника» Александр Мельситов. — На сколько процентов, сказать сложно, но, к примеру, если в октябре самый дешевый ноутбук стоил 12 тысяч рублей, то сейчас порядка 16 тысяч, вот и считайте, какой произошел рост. Цены выросли, а покупательский поток сократился примерно процентов на 10. Но пока еще работать можно, не жалуемся, по-прежнему у нас действуют дисконты — до 5 процентов.

— Наши поставщики подняли цены от 20 до 40 процентов, потому что все контракты в долларах, а он все это время рос, — посетовали в одном из магазинов климатической техники. — Если еще осенью самый дешевый кондиционер можно было купить за 10 тысяч, то сегодня его стоимость выросла на 3—4 тысячи. Сейчас вообще мертвый сезон, продаж нет, скорее всего, оживятся они месяца через два.

«Плазма» подождет

Почти все производители подняли цены в январе — феврале. Такие фирмы, как Samsung и LG, начали повышать ценник еще в декабре. В зависимости от вида товара удорожание составило от 5 до 20 процентов.

В то же время в некоторых магазинах для стимулирования спроса снижают цены на товар. Впрочем, как признаются сами продавцы, распродается по дешевке то, что уже становится невостребованным. Особенно это касается цифровой техники. К примеру, если появилась новая модель компьютера или сотового телефона, то от старой стараются поскорее избавиться и получить хотя бы минимальную прибыль. Однако запасов старой техники в магазинах практически не осталось, в основном на полках стоит продукция нового завоза.

По словам тех же продавцов, заметно упал спрос на крупную и дорогую бытовую технику, покупка которой может подождать, например на плазменные телевизоры. Снизились продажи и устройств не первой необходимости, например массажеров, очистителей воздуха, музыкальных центров, фотоаппаратов и тому подобного. Более или менее защищена привычная в быту техника — электрические чайники, утюги, микроволновки, стиральные машины и прочее.

Спрос на экономкласс

Еще одна особенность, которая проявила себя во время кризиса: спрос стал смещаться в более дешевую ценовую категорию. По мнению специалистов, в скором времени может произойти перераспределение ассортимента бытовой техники в магазинах, когда на полках станет больше товаров по доступной цене, а некоторые «средне-дорогие» бренды вообще перестанут продаваться. В частности, компании мобильной связи отмечают снижение спроса на дорогие модели сотовых телефонов и увеличение интереса к малобюджетному модельному ряду.

— В целом сокращение по продажам произошло, хотя сейчас сложно судить — февраль не самый лучший месяц для торговли, — отметил PR-менеджер Дальневосточного филиала «Евросеть» Константин Солохин. — Интересно другое: анализируя покупательский спрос на сотовые телефоны, отмечается смещение в экономсегмент. В частности, доля продаж телефонов стоимостью до 69 долларов выросла на 11 процентов, в то время как телефонов за 70 — 99 долларов увеличилась всего на 1 процент, а за 130 — 199 долларов — на 6 процентов.

Кроме того, из-за кризиса банки свернули программы экспресс-кредитования, в результате чего продажи упали практически вдвое. Как отметили в филиале «Евросети», из 10 желающих купить телефон в кредит 8 получали отказ. Правда, сейчас банки стали более лояльными, чем поначалу, и смягчили требования к заемщикам.

Последние несколько лет рубль укреплялся по отношению к доллару, поэтому импортная техника перестала быть предметом роскоши и стала вполне доступной. Теперь создалась обратная ситуация, а значит, пока рубль вновь не наберется сил, многие амурчане на свою, зачастую неиндексированную зарплату смогут покупать уже только «полтелевизора» или искать отечественные аналоги зарубежных товаров.

По данным амурской статистики, больше всего в новом году подорожал телевизор — сразу на 5 тысяч. Хотя с января по декабрь прошлого года он дешевел, скинув в общей сложности 300 рублей. На втором месте в рейтинге подорожания товаров бытовой техники — холодильник, который за весь прошлый год вырос в цене всего на 500 рублей, а в новом году его стоимость подскочила больше чем на 1600 рублей. Остальные товары в 2008 году также демонстрировали невысокие темпы роста, которые компенсировались январем — февралем нынешнего года. Исключение — стиральная машина и сотовый телефон, которые в новом году немного подешевели. Кстати, мобильник сбрасывал цену весь прошлый год. В 2008-м он подешевел на 140 рублей, а в новом скинул уже почти 400 рублей. Как объясняют продавцы, снижали цены сами производители мобильных телефонов.

Возрастная категория материалов: 18+