Кризис добрался и до сельского здравоохранения.Кризис добрался и до сельского здравоохранения.

Старые бараки с новым вокзалом

Образованный в начале 20-го века для обслуживания железной дороги поселок Тыгда всегда играл решающую роль в развитии Приамурья. Отсюда начинается путь к городу энергетиков Зее, здесь пересекаются автомобильные дороги с юга на север и с запада на восток. До 80-х годов поселок Тыгда считался районным центром, потом столицу перенесли в Магдагачи. Его расцвет пришелся на годы строительства Зейской ГЭС. Все грузы на стройку поступали по железной дороге до Тыгды, а уже отсюда на автомобилях до Зеи.

Специально для строителей ГЭС в поселке были построены восемь 16-квартирных домов, которые стали первым элитным жильем. Сегодня же двухэтажные бараки стали главной проблемой местной администрации.

— Эти дома уже давно признаны ветхими и аварийными, поэтому жить в них опасно, но переселить больше ста семей сегодня некуда. Бараки разваливаются на глазах, и ремонту они не поддаются. Здесь побывали многочисленные комиссии высокопоставленных чиновников, практически все областные средства массовой информации рассказали об этих трущобах, но результата пока никакого, — показывает очередную трещину Александр Соломин, глава Тыгдинского сельсовета. — Дома нам достались в наследство от строителей Зейской ГЭС. Когда сооружение гидроэлектростанции закончилось, энергетики предложили два варианта: снести все дома и оставить людей без жилья или передать содержание бараков местной администрации. Выбрали последнее, а сейчас, когда уже прошло почти 40 лет, выбора уже не осталось: эти дома нужно только сносить.

Сейчас в бараках проживают в основном пенсионеры. Главная трудность для них — это вода, которую с улицы приходится ведрами носить на второй этаж. Правда, местная власть пошла навстречу жителям и не стала поднимать стоимость бочки воды до запредельных высот, как это сделали в соседних селах. При себестоимости двухсот литров воды 102 рубля в Тыгде ее продают всего за 30 рублей, оставшуюся часть дотируют из сельского бюджета. В условиях кризиса и снижения заработной платы это существенная поддержка для местного населения.

По словам главы сельсовета, вопросам ЖКХ всегда уделяется особое внимание, и за последние годы в этой сфере многое удалось сделать. За счет средств бюджета сделали новые кровли на четырех двух-этажных домах, закрыли дизельную котельную, которая приносила много убытков, и модернизировали другую фабрику тепла, установив на ней два новых котла. Железнодорожники просили принять ведомственную котельную, но местная власть в этом им отказала.

— Недавно к нам пришло письмо с просьбой принять на свой баланс железнодорожный вокзал, мы от такого предложения были в шоке, зачем нам нужен объект, который выполняет только задачи ОАО «РЖД», — рассказывает местный глава. — Последние годы с железнодорожниками у нас вообще нет никакого контакта. Единственное, что они сделали на территории поселка, это построили новый вокзал.

Последние дни больницы

Среди сельских проблем и огромная по местным меркам очередь в детский сад. 124 юных тыгдинца сидят дома, потому что в детсаде не хватает мест. В Тыгде есть детский сад ОАО «РЖД», но он только для детей работников железной дороги. Воспитатели готовы принять и других, но оплата за одного ребенка составляет 8 тысяч рублей. Муниципальный детский сад, рассчитанный на 56 мест, переполнен. Частично проблему может решить за счет строительства пристройки к действующему детсаду, но на это опять же нужны немалые средства.

Кризис добрался и до сельского здравоохранения. В ближайшие месяцы в Тыгде намерены закрыть стационар и лишить поселок скорой помощи. С таким подходом категорически не согласны местные жители, опасающиеся за свое здоровье, но эксплуатировать ветхое здание постройки 50-х годов, по заключению специалистов, тоже опасно.

— Как можно оставить поселок с населением в четыре тысячи человек без больницы? К нам сюда привозят не только тыгдинцев, но и жителей сел Амура. Много приезжает дальнобойщиков, которые перегоняют машины на запад, ведь рядом проходит федеральная дорога, и если что-то случается в пути (травмы, приступы хронических болезней), то все едут к нам. Получается, что теперь огромная территория остается без стационара, ближайшие больницы только в Ушумуне и Магдагачах, но в том же райцентре катастрофически не хватает мест в больнице: люди лежат в коридорах, — возмущается Елена Алексеева, старшая медсестра Тыгдинской больницы. — Помимо этого, в Тыгде не работает рент-генаппарат, и людям приходится за 60 километров сначала ездить на снимок, а на следующий день приезжать за результатом. Это создает массу неудобств людям, но до наших проблем некому нет дела. Я уже 10 раз давала интервью газетам и телеканалам, пыталась отстоять больницу.

В сельсовете говорят, что есть проект трехэтажной больницы, но при дефиците всех бюджетов строить ее в ближайшее время вряд ли начнут. Скорее всего, останется только фельдшерско-акушерский пункт. Тыгдинцы рады, что в поселке успели возвести современную школу, аналогов которой нет поблизости. Несколько лет назад, благодаря поддержке ООО «Покровский рудник», удалось построить пожарную часть.

Золотые перспективы

Последние годы золотодобытчики — основные налогоплательщики в поселке. Основной доход местный бюджет получает от НДФЛ, это примерно 8 миллионов рублей.

— Мы можем получать хорошие деньги и от аренды земли, но вовремя не сделали актуализацию земель, потому что в сельском бюджете не было денег, и сегодня теряем миллионы на этом налоге, — объясняет Александр Соломин. — По сравнению с другими селами наш бюджет еще выглядит более или менее нормально, мы находим деньги и на жилищно-коммунальное хозяйство, и на содержание дома культуры, пытаемся и дороги ремонтировать.

Перспективы села во многом связаны с развитием золоторудных месторождений в Магдагачинском и Зейском районах. В Тыгде больше не делают ставку на лес, если раньше было 4 леспромхоза, то сейчас нет ни одного. С новыми пошлинами заготовка древесины и вовсе становится невыгодной. Сегодня поселок по-прежнему является перевалочной базой для севера Приамурья. На железнодорожной станции работает грузовой двор, куда поступают грузы для золотодобытчиков и жителей близлежащих поселков, здесь выгружают уголь для Зеи. В Тыгде останавливаются все пассажирские поезда, потому что поселок считается транспортным узлом.

Осенью в селе должны пройти выборы главы. Руководитель сельсовета Александр Соломин пока не решил, будет ли вновь баллотироваться на столь ответственный пост. Руководить селом в условиях кризиса становится все сложнее. С одной стороны нужно больше вкладывать денег в социальную сферу, жилищно-коммунальное хозяйство, а с другой — из-за уменьшения зарплат, сокращения производства снижаются поступления главного источника пополнения казны — налога на доходы физических лиц. Но справляться с трудностями на селе уже привыкли, поэтому кризис, надеются, тоже переживут, тем более люди в провинции смотрят на жизнь всегда с оптимизмом.

Возрастная категория материалов: 18+