Сенатор знает и помогает решать многие проблемы региона.Сенатор знает и помогает решать многие проблемы региона.

В беседе с корреспондентом «АП» Амир Наилевич поделился впечатлениями о северной поездке, о столице БАМа, искренности амурчан и сербской кухне. Также он рассказал о том, какие, по его мнению, перспективы ждут Тынду и что нам может дать строительство нефтепровода.

— Амир Наилевич, вы побывали на строящемся нефтеналивном терминале первой очереди нефтепровода ВСТО. Правда, что сербы даже накормили вас какими-то блюдами национальной кухни?

— Да, когда мы были в Сковородине, на строящемся терминале нефтепровода, сербы пригласили нас в столовую и очень вкусно накормили блюдами сербской кухни. Вообще, на строительстве нефтеналивного терминала работает около 500 рабочих, из которых 100 человек сербы, а остальные — наши граждане.

Причем меня заверили, что половина из них — амурчане, местные жители. Сербы создали ПТУ, в котором готовят специалистов для эксплуатации нефтепровода. А некоторые сербские мужчины даже женились на амурских девушках.

Что касается самого нефтепровода, то многие эксперты сходятся во мнении, что уже через двадцать лет именно на территории бывшего Советского Союза и в странах Азии будет сосредоточено до двух третей мирового ВВП. Хорошо, что строительство нефтепровода вводит в это русло и Приамурье.

— Неоднократно поднимался вопрос о строительстве нефтеперерабатывающего завода на территории Приамурья. Насколько это реальный проект?

— Из-за кризиса постройка второй части нефтепровода ВСТО от Сковородина до Находки может несколько затянуться. И в связи с этим у нас появляется реальный шанс, если мы все вместе засучим рукава и упремся поставить в Сковородине завод по переработке нефти. Это уже не просто идея, это реальная перспектива. Было бы неплохо построить завод для переработки примерно десяти миллионов тонн нефти в год и потом экспортировать не только нефть, но и продукты ее переработки. Я думаю, что инвестировать деньги в такое строительство, а это порядка 1,5—2 миллиардов долларов, может только государство.

Кризис внес серьезные изменения в расстановку сил на рынке, и в первую очередь — в сторону увеличения доли государственного присутствия на нем. Считаю, что большинство компаний будет так или иначе национализировано. В принципе это хорошо, потому что недра принадлежат народу, и мне кажется, что нефтяные компании должны быть государственными.

— Амир Наилевич, не так давно открылся ваш сайт www.angallyamov.com. Планируете ли вы искать новые формы общения с посетителями?

— Да, на самом деле хочу предусмотреть видеоблог, и первое, что в нем появится, будут небольшие записи о семье, работе, помощниках, доме. Все-таки президент дал такой хороший задел для общения с гражданами. Ну и, кроме того, на сайте есть видео, которое снимает во время поездок пресса. Вообще, сегодня не у многих членов Совета Федерации есть персональные страницы в Интернете, поэтому в этом смысле амурчанам не должно быть стыдно за своего сенатора.

— Месяц назад Сергей Миронов подписал распоряжение — сенаторы теперь могут представлять законодательные инициативы регионов в Госдуме. Насколько это, по-вашему, важно?

— Это, безусловно, очень важно. Несмотря на то что мы и раньше могли выступать с законодательной инициативой, сейчас в этом праве нас уравняли с депутатами. И теперь мы можем вместе с нашим региональным парламентом напрямую инициировать рассмотрение законопроектов и изменений в действующие законодательные акты и представлять инициативу в Госдуме.

— Во время минувшего визита в Приамурье вы также отчитались о своей работе перед депутатами Заксобрания. Что вы считаете одним из главных достижений?

— Сенатор работает как на федеральном, так и на региональном уровне. Что касается Амурской области, то, наверное, самое главное, чего удалось добиться — это сдвинуть с мертвой точки вопрос о строительстве перинатального центра. Это, я считаю, самый главный результат, который можно записать себе в актив. Перинатальный центр — это объект, который жизненно необходим региону, и хорошо, что мы смогли отстоять финансирование по этому проекту.

Если говорить о федеральном уровне, то здесь важнейшие итоги работы — это принятие поправок к Конституции, касающихся продления срока полномочий президента и Госдумы, а также ужесточения отчетности правительства перед депутатами. Ну и также важно то, что теперь сенаторы будут избираться из числа депутатов региональных собраний. Это позитивный момент, потому что сенаторы смогут спокойно работать и не переживать по поводу того, что иной губернатор его захочет снять, если он не найдет с ним общий язык по каким-то вопросам.

Я считаю, что это право народа решать — должен сенатор работать или нет, и именно народ должен с нас спрашивать, а не какой-то один человек.

— Амир Наилевич, вы впервые совершали такой масштабный облет севера Амурской области. Что вас больше всего впечатлило?

— Люди. Москва на самом деле сильно исказила облик человека — прежде всего его внутренний облик. Там во главу угла поставлены деньги. А здесь остались живущие идеей энтузиасты. Их не нужно уговаривать работать, они устали от политиканства, вранья, которое сыплется со всех сторон. Люди готовы работать в труднейших условиях, лишь бы региону было хорошо. Часто приходится слышать, что северяне настроены на отъезд. Я этого не увидел. Финансовое положение там тяжелое, но все готовы работать на перспективу, все хотят, чтобы в регионе оставалась молодежь. Я убедился: люди хотят здесь жить.

— В Зейском районе вы побывали на одной из драг прииска «Дамбуки» и разбирались с ситуацией по долгам предприятия перед работниками и бюджетом. Были ли достигнуты какие-то конкретные договоренности?

— Действительно, у предприятия сменился владелец, сейчас прииск находится в сложном положении — накопилась большая задолженность по зарплате и налогам. Однако представители собственника заверили, что долги начнут гасить в ближайшее время и уже к апрелю проблема будет снята. Там есть проблема и по переводу дороги в муниципальную собственность, и по работе парома, и по снабжению населения хлебом. Все это также будет решено. Был в этой поездке и некоторый образовательный для меня момент: впервые в жизни я побывал на драге, увидел, где и как добывают золото.

— Для Тынды и вообще зоны БАМа достаточно серьезно стоит проблема ветхого жилья...

— Мы очень подробно беседовали с мэром Тынды Марком Борисовичем Шульцем, его замами. Выезжали на места, заходили во времянки. Зрелище просто удручающее. Я знал, что там плохо, но не думал, что до такой степени ужасно. В этом году БАМу 35 лет, а его легендарные строители, первопроходцы почти четыре десятилетия живут в вагончиках в нечеловеческих условиях. Мы с Эдуардом Якимовичем (Э. Я. Янаков, депутат Госдумы. — прим. «АП».) приняли решение, что будем встречаться с главой Минрегионразвития РФ Виктором Басаргиным, искать пути решения этого вопроса. Мы подготовили видеоматериалы, покажем этот фильм «ужасов» про тындинские времянки, лачуги. Решать этот вопрос будет нелегко. Сейчас получить больше ассигнования, чтобы разом снять эту проблему, не получится. Это будет в любом случае софинансирование, а бюджет Амурской области дотационный.

— Сколько, по-вашему, потребуется средств, чтобы переселить людей из времянок?

— Точную цифру назвать не могу, но, конечно, счет на десятки миллиардов рублей. Единственное, что отмечу, — наверное, там не стоит строить многоэтажные здания, есть смысл пойти по пути американского опыта и делать сэндвич-панели, из которых затем собирать дома.

Возрастная категория материалов: 18+