Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №19 (28910) от 21 мая 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 мая 2020,
понедельник

От «фонаря»

Благовещенские таможенники начали борьбу с челночным бизнесом

Экономика

Возможно, в нашей приграничной области челночному бизнесу грозит вымирание. В будни на Благовещенской таможне затишье: вместо сотен граждан, отправляющихся в Китай, только единицы. Причиной тому жесткие проверки, которым с начала марта подвергаются все туристы, возвращающиеся из Хэйхэ. Благовещенские таможенники вслед за уссурийскими и хабаровскими коллегами ужесточили контроль над ввозимыми на территорию товарами.

От «фонаря»  / Возможно, в нашей приграничной области челночному бизнесу грозит вымирание. В будни на Благовещенской таможне затишье: вместо сотен граждан, отправляющихся в Китай, только единицы. Причиной тому жесткие проверки, которым с начала марта подвергаются все туристы, возвращающиеся из Хэйхэ. Благовещенские таможенники вслед за уссурийскими и хабаровскими коллегами  ужесточили контроль над ввозимыми на территорию товарами.

Памятник амурскому «челноку» не простоял еще и двух лет, а может лишиться актуальности. Таможенники стали притеснять «челноков» и их закадычных друзей — «фонарей». Еще зимой «помогайки» могли спокойно раз в месяц колесить между Хэйхэ и Благовещенском. Но в начале марта ситуация в корне изменилась. Теперь их на русском берегу тщательно обыскивают.

Напомним, что сегодня беспошлинно ввозить на территорию России физлицам разрешено до 35 килограммов багажа. При этом стоимость купленного товара не должна превышать 65 тысяч рублей. Граждане пересекают границу без уплаты таможенных пошлин раз в месяц. Этим, собственно, ранее и пользовались люди, работающие на «челноков». Так называемые «кирпичи» организовывали в небольшие группы всех желающих съездить в Хэйхэ «на халяву». Покупали им билеты, давали по 600 рублей на питание и ночлег, а взамен заполняли их сумки своим товаром. Теперь же без хлопот перейти границу могут разве что официальные туристы, но таких единицы.

— Неделю назад на русской таможне нас держали два часа, — рассказывает корреспонденту «АП» студентка одного из благовещенских вузов Екатерина, которая периодически ездит в Хэйхэ «фонарем». — Запускали по несколько человек и «шмонали» через одного. Мою подружку проверяли около часа: просматривали все вещи, потом бумаги какие-то заставляли подписывать. Мне повезло — быстрее прошла, но баул все-таки пришлось распаковывать. Проверяли также дамские сумочки — этого я боялась больше всего, потому что везла семена овощей. Вообще, таможенники были какие-то напуганные, бегали с какими-то бумажками. Говорят, что приехала важная комиссия, которую все боятся.

Слова девушки подтверждают и несколько знакомых «кирпичей», которым мы позвонили, чтобы уточнить информацию. Как выяснилось, последние большие партии «фонарей» пересекали таможню в начале марта.

— На этой неделе никто из наших в Китай не поехал, — признался Виталий Ф., который возит группы российских «помогаек». — Ждем 25 марта, когда уедет комиссия из ДФО. Хотя на прошлой неделе мы еще возили товар — разбрасывали его поштучно по разным баулам, чтобы не подкопались. Но сейчас не рискуем, потому что были уже накладки. Говорят, что таможенники хотят, чтобы наш бизнес свернулся.

Между тем официально информацию о работе специальной комиссии на Благовещенской таможне не подтверждают.

— Мы действуем в рамках закона, — говорит помощник начальника Благовещенской таможни Владимир Шабельский. — Никаких проверок у нас нет. Мы обязаны проверять, для каких целей везется товар. Если он завозится для коммерческого использования, необходимо платить таможенные пошлины и иметь соответствующие сертификаты.

Правда, почему таможенники раньше так рьяно не исполняли закон, остается только догадываться.

Сколько ввозится товаров из Китая на плечах «фонарей», подсчитать невозможно. Как сообщили корреспонденту «АП» в Дальневосточном таможенном управлении, в 2008 году «помогайками» через российско-китайскую границу была перевезена приблизительно 21 тысяча тонн грузов (сюда входят и амурские «перевозчики»). И только за 9 тысяч тонн из них была уплачена пошлина. А по уже неофициальной информации, дальневосточные «фонари» «нагрели» государство на сумму порядка двух миллиардов рублей. Поэтому-то на Дальнем Востоке и ужесточились таможенные проверки. Пресечение амурского «помогаечного» бизнеса — не разовая акция. «Фонари» исчезли во Владивостоке, Уссурийске, Биробиджане и Хабаровске.

Вообще, таможенникам довольно трудно доказать, что человек приобрел в Китае товар не для собственных нужд, а на продажу. В бауле вы можете провезти несколько кофт, пар обуви для родственников. К людям, имеющим на руках чек и знающим, какой товар в сумке, претензий у проверяющих не будет.

Для того чтобы возбудить уголовное дело в отношении организатора, подстрекателя, исполнителя по статье 188-й «Контрабанда», необходим состав преступления. Однако «помогаек» к ответственности все же привлекают. Например, в Биробиджане и Хабаровске были заведены уголовные дело на руководителей турфирм, которые превращали своих туристов в «фонарей».

В нашей области столь ярких инцидентов пока не было. Но административную и уголовную ответственность амурчане несли. Так, по административным правонарушениям (незаконный провоз) в прошлом году было возбуждено 553 дела (в 2007 году — 469, на 17,9% меньше) и 29 дел по статье УК РФ «Контрабанда» (в 2007 году — 28).

Война таможенников с челночным бизнесом уже наносит удар по компаниям, занимающимся перевозкой пассажиров на международном направлении. Из-за сокращения пассажиропотока кризис грозит ЗАО «Пассажирский порт «АмурАССО». На предприятии работает почти 130 человек. И если ситуация будет продолжаться, то часть из них может остаться без работы. Начиная с февраля — марта, количество туристов в Китай снизилось в 5—6 раз (!).

— Мы сильно ощущаем сокращение числа пассажиров, — говорит заместитель генерального директора «Пассажирского порта «АмурАССО» Владимир Курякин. — Если раньше в будни мы перевозили до 1,5 тысячи человек, а в выходные — 2,5—3 тысячи, то сейчас всего 200—250 пассажиров. «Закрыть «челнока» — да, такая позиция есть у таможенных органов. Но мы, как перевозчики, терпим убытки.

Подробности о борьбе с челночным бизнесом читайте в завтрашнем номере «АП».

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Амурские медики провели уникальную операцию четырехлетнему ребенкуОбщество
В Циолковском 19 случаев коронавирусаКоронавирус
Новую кадастровую оценку получат амурские объекты капстроительства в 2021 годуЭкономика
ВТБ фиксирует снижение числа обращений по кредитным каникулам на третьЭкономика
Крупногабаритное оборудование для Амурского ГПЗ будет плыть из Германии три месяцаЭкономика
Амурский учитель поздравит всех выпускников страны онлайнОбщество

Читать все новости

Экономика

Новую кадастровую оценку получат амурские объекты капстроительства в 2021 году Новую кадастровую оценку получат амурские объекты капстроительства в 2021 году
ВТБ фиксирует снижение числа обращений по кредитным каникулам на треть
Крупногабаритное оборудование для Амурского ГПЗ будет плыть из Германии три месяца
Ставки вниз: Амурская область оптимизировала налоговую нагрузку на бизнес
В Амурской области сокращается число административных проверок бизнеса
Система Orphus