Вот один пример ценовой метаморфозы, который рассказали знакомые амурчане. Для них покупка яблок в супермаркете обернулась увлекательной игрой с отклеиванием стикеров. Дело в том, что в одном из супермаркетов областного центра цены на товары меняют, наклеивая новые ценники со штрихкодом поверх старых прямо на упакованные в целлофан продукты. В результате амурчане могут обнаружить на своих покупках по 5—6 наклеенных друг на друга ценников с указанием одного и того же веса продукта, но разными датами упаковки и, соответственно, ценами за килограмм. Зато покупатель без труда может восстановить цепочку ценовых изменений. Так, с 14 февраля по 5 марта цена на те самые аргентинские яблоки изменялась 4 раза и выросла со 124 рублей до 158 за килограмм.

Другой пример заразительной игры с ценами рассказала владелец мебельного магазина в Благовещенске. На днях предпринимательница переписала цены на весь товар, добавив 5—7 процентов. Ни арендная плата за помещение, ни цены поставщиков пока не изменялись. Амурская бизнесвумен повысила цены в ожидании худшего, «на всякий случай».

Инфляционные ожидания — подходящий для таких процессов экономический термин, описывающий поведение производителей и потребителей в «предвкушении» повышения цен на сырье и товары. Такое поведение только усиливает негативное давление на экономику и сводит на нет антиинфляционные меры правительства. Успокоить народные переживания нелегко. Особенно когда они подпитываются нерадужными прогнозами.

Так, на выходных министр финансов Алексей Кудрин заявил, что прогноз по инфляции на 2009 год составляет 13—14 процентов. Помощник Президента РФ Дворкович высказал мнение, что уровень цен в стране по итогам года может достичь 15%. Аналитики различных компаний прогнозируют годовую инфляцию в размере 17—19%. Стоит отметить, что за 2 месяца этого года фактический уровень инфляции уже составил 4,1%. Такие цифры наталкивают на пессимистический настрой.

У экономистов есть термин и пострашнее для процесса, когда цены и зарплаты друг за другом взбираются вверх, — это инфляционная спираль. Уже не важна первопричина: одно цепляется за другое. Подорожали тарифы, растет стоимость перевозок, увеличивается арендная плата, работники требуют увеличения зарплаты, у продавцов тех самых яблок в магазине появляется больше поводов сменить ценник.

Стоит заметить, что в настоящее время одна из главных причин инфляции, особенно на продовольственные товары, в России — девальвация рубля. Импортная продукция стала дороже из-за роста обменного курса. А импортозаменителей для многих товаров не найти.

Однако есть факторы, которые способны охладить пыл разъяренной «лошадки-инфляции». Так, в Европе с началом кризиса динамика цен развернулась в другую сторону. В январе в Еврозоне зафиксирована дефляция, т. е. снижение цен, в 0,6%. Причины снижения ценовых аппетитов у европейцев способны сработать и в российской экономике: подешевевшая нефть, снижение цен на промышленное сырье, сжатие объемов кредитования, замораживание зарплат и рост безработицы. Логичным выглядит заключение экономистов о том, что с ростом числа неработающих снижается покупательская способность, а значит и спрос на товары. Теоретически, в России производители вынуждены будут снижать цены, чтобы привлечь хоть каких-то покупателей. Но не стоит забывать, что, в отличие от европейцев, у россиян большая часть зарплаты (48,3%, по данным Росстата за январь) тратится не на товары длительного пользования, а на продовольственные продукты. Как раз на эту группу товаров цена растет галопирующими темпами. По данным Росстата, за январь —февраль 2009 года сахар-песок подорожал на 21%, плодоовощная продукция — на 9,8%, мясо и птица — на 2,7%, рыба и морепродукты — на 5,1%.

Возрастная категория материалов: 18+