Совет старшеклассников собрался в считанные минуты, как только прозвучала просьба учителя.Совет старшеклассников собрался в считанные минуты, как только прозвучала просьба учителя.

Если по школьному радио голос Андрея Владимировича объявляет, что на большой перемене совет старшеклассников собирается в актовом зале, явка обычно стопроцентная.

Шевелев своим артистизмом и профессионализмом покорил не только большое жюри конкурса во главе с министром образования и науки области, но и детское. Мнения профессионалов и учеников совпадают нечасто, но на этот раз оба жюри были единодушны. Андрей Шевелев будет представлять Приамурье на Всероссийском «Учителе года» в Москве, который пройдет осенью. О том, как он оказался в школе, почему мужчины не спешат в эту профессию и как бороться со строптивыми учениками, учитель года рассказал журналисту «АП».

Докавээнился

— Андрей Владимирович, победа на областном конкурсе была ожидаема?

— Я ставил себе планку — не ниже третьего места, поскольку в 2005 году уже принимал участие в областном конкурсе и занял как раз третье место.

— Какое из конкурсных заданий было самым удачным для вас?

— «Визитная карточка». Это конкурс, где сразу можно заявить о себе, а потом, на выполнении других заданий, важно продержаться на уровне, заданном «Визиткой».

— Ваш диалог Наполеона с Кутузовым о современном учителе сразил всех наповал.

— Это мы придумали вместе с нашим завклубом Еленой Анишиной. Сначала хотели из меня Остапа Бендера сделать, но это избито. Решили Наполеона. Но подумали: не слишком ли это сильно — сразу на Москву? И решили не заявлять так круто о наполеоновских планах, а добавить Кутузова, чтобы эти враги и антиподы все обо мне рассказали. А потом я еще сам о себе песню спел.

— Где вы научились так профессионально работать на сцене?

— Профессионально — нет, я нигде специально не учился. В институте кавээнили постоянно, жили этим. В школе тоже везде участвовал, сцены не боюсь. Все от природы, от родителей.

«Мама сказала: иди и работай»

— Как вы пришли в профессию?

— Я оканчивал школу в середине 90-х, и для меня это была, наверное, единственная реальная возможность поступить в вуз. На коммерческое образование денег не было. У нас в школе организовали пед-класс, я окончил его и поступил в БГПУ на целевое место.

— Мама не говорила: сынок, куда угодно, только не в школу?

— Нет, она сама директор школы в селе Амурском Белогорского района, поэтому строго сказала мне: контракт есть контракт, иди и работай по полученной специальности. По условиям целевого набора я должен был после БГПУ три года отработать в школе Белогорского района, который меня направил в вуз. Мы с супругой (учились в одной группе и поженились на пятом курсе) поначалу пытались найти работу и жилье в городе, но у нас не получилось. В итоге оказались в моей родной школе, в которой я учился. Отработал 4 года, в 2005 году занял в областном «Учителе года» 3-е место и сказал себе: хватит. Уехал в Благовещенск искать работу, был готов кем угодно работать, лишь бы платили нормально и решилась проблема с жильем. Но… не нашел ничего и снова устроился в школу. Правда, уже в чигиринскую. То есть все пути вели в школу.

— От мамы что-то взяли, как педагог?

— Любовь к своему предмету. Она химик и биолог, и тем, как она знает и любит свой предмет, наверное, не многие могут похвастаться. Любовь к предмету проявляется в его знании «от и до», в умении его преподнести. Иногда самому сложную информацию трудно понять, но нужно донести ее таким понятным языком, чтобы поняли даже троечники. Вот это от мамы.

— А то, что школа требует большой отдачи?

— Любая работа требует большой отдачи. Но другие профессии предполагают работу на работе. Отличие школы — работа круглосуточно, всегда и постоянно. В 90-х, когда все было очень сложно, учителя начали заводить личное подворье. Родители тоже стали держать коров. Так у нас мама вообще не успевала хозяйством заниматься — все делали отец и мы, трое братьев.

— Папа не учитель?

— С недавних пор — тоже учитель.

Незащищенные — это учителя

— Что вам нравится в учениках?

— То, что они воспринимают учебный материал, который я им даю. Мне нравится смотреть на результат, когда они сначала ничего не понимают в предмете, а потом, уже став студентами, приходят и говорят спасибо, что благодаря моим урокам, моей экономике они там умничают ходят. Экономика ведь не во всех школах ведется. А я преподаю и экономику, и основы предпринимательской деятельности, это кроме географии.

— А что не нравится?

— Их развязность. Сейчас везде, и в СМИ в том числе, напропалую культивируются права детей, а об их обязанностях все забывают. И все школьники точно знают, что мы, учителя, не имеем права делать по отношению к ним. Приходится напоминать: прежде чем качать права, вспомните свои обязанности. Пытаемся им в школе это внушить. И хотя все и всюду говорят, что дети самые незащищенные — ничего подобного. Это учителя самые незащищенные.

— Какое, по-вашему, главное качество современного учителя?

— Креативность. Учитель должен быть творческим, кроме того, успевать везде и за всем. У нас порой дети разбираются в той же технике лучше, чем педагоги. Но это неправильно, учитель должен быть на шаг впереди учеников. Чтоб не получилось, что они начали тебя чему-то учить.

— Сами учитесь чему-то у детей?

— Я еще недалеко от них ушел, поэтому, наверное, нет. Я еще успеваю быть впереди.

За хамство — в угол

— Урок — отчасти шоу. Вы согласны?

— Да, это действительно так. Ты представляешь тему. А любое представление — это театр. Иногда приходится при отсутствии нужного вспомогательного материала рассказывать, что называется, на пальцах. Можно в игре объяснить или на примерах из жизни, которые детям близки.

— На мастер-классе во время конкурса вы показали деловую игру-аукцион о правилах торговли. Было шумно, весело. А на уроках у вас так же?

— Деловая игра — хороший способ донести знания. Я применяю это на уроках, но не на каждом, разумеется.

— А как же дисциплина?

— Если ребятам интересно, будет и дисциплина.

— По каким признакам вы чувствуете, что есть контакт с детьми?

— Когда излагаю новый материал, и вдруг они начинают подсказывать, участвовать в обсуждении. Я вижу, что они включились и могут теорию переложить на свой жизненный опыт.

— За что можете выгнать с урока?

— Сегодня нельзя выгонять детей с урока — запрещено. Поэтому я не выгоняю, а ставлю в угол. Если хамит, мешает вести урок — в угол.

— И старшеклассник соглашается?

— А куда он денется? Нет, сначала всем весело, но когда он выходит из угла, ему становится стыдно.

— У вас бывают конфликты с учениками?

— Строптивые ученики есть в любом классе. И с ними бывают конфликты, конечно. Но в каких бы контрах мы ни были, когда они заканчивают школу, потом считают меня чуть ли не лучшим другом. Думаю, что конфликты идут из внутренних противоречий в связи с переходным возрастом. И они стараются выпендриться, себя показать, и лучшая возможность — развить конфликт с учителем. Все это очень понятно.

— У вас с ребятами доверительные отношения?

— Дети есть дети, и даже если они видят во мне друга, я все равно для них остаюсь учителем. Ученики должны выполнять те требования, которые предъявляет образовательный стандарт.

Школа без мужчин — как неполная семья

— Говорят, вы и дом своими руками построили?

— Нам администрация дала нежилое заброшенное здание, практически коробку, надо было привести его в жилое состояние. Пришлось брать кредит, вместе с братом доводили жилье до нужной кондиции. У нас двое детей, поэтому вопрос жилья стоял остро. К сожалению, в России учитель часто занят тем, что он не столько работает, сколько пытается выжить.

— Вас работа материально не устраивает?

— Зарплата никогда никого не устраивает, скажем прямо. Но у нас директор старается удержать мужчин в школе, и ей это удается. В коллективе из 40 педагогов 8 мужчин. Не каждая школа может такими цифрами похвастать.

— Почему же представители сильного пола не идут в школу, на ваш взгляд?

— Любой уважающий себя мужчина никогда не согласится на зарплату меньшую, чем у его жены. А школа не предлагает сегодня приличных заработков.

— Учитель — профессия мужская или женская?

— И мужская, и женская. Это как в семье — должно быть отеческое и материнское начало. Ведь школа — не только образование, но и воспитание. Есть пацаны, которые растут без отцов. Кто воспитает в них мужское начало, если дома одна мама, а в школе одни женщины? Школа без мужчин — это та же неполная семья.

Возрастная категория материалов: 18+