Единственный транспорт, не охваченный правилами, — четвероногий.Единственный транспорт, не охваченный правилами, — четвероногий.

Работа по правилам

Как отмечают специалисты, теперь все пассажирские перевозки относятся к сфере госрегулирования. Принятый пакет документов предусматривает четкую организацию и допуск перевозчиков на регулярные маршруты. Но, как оказалось, многие пункты новых правил амурским перевозчикам совсем не в диковинку. Закон Амурской области «Об автомобильном пассажирском транспорте», который на территории нашего региона действует уже 4 года, и проводимые ранее конкурсы среди «частников» давно расставили все на свои места.

— Ничего принципиально нового для себя в этих правилах мы не увидели, — говорит Леонид Степанчук, председатель правления общественной организации Fax, которая занимается пассажирскими перевозками в Благовещенске. — Схема маршрутов давно вывешивается в салонах микроавтобусов — обычно на потолочной панели. А на боковой табличке указываются наименования основных улиц и пунктов, через которые пролегает путь. Это прежде всего в интересах самих перевозчиков — чтобы привлекать пассажиров.

Остановки по требованию отменяются

Но все же на некоторые пункты «частникам» придется обратить внимание. Теперь маршруткам запрещено останавливаться где придется. Новые правила должны снизить аварийность на дорогах. А случаи ДТП по вине водителей автобусов регистрируются. Так, за два первых месяца этого года было зарегистрировано четыре аварии, в которых пострадали столько же человек. В прошлом году их было 31 с 47 пострадавшими. К счастью, никто не погиб.

— Закон упорядочивает работу частных перевозчиков и, кроме того, определяет, чем должны оснащаться автобусы, какие там должны быть вывешены знаки, надписи, их размер, — отмечает начальник отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения минэкономразвития, промышленности и транспорта области Юрий Гужевский. — Это касается и оборудования остановочных пунктов — на них должно быть расписание с номерами маршрутов и временем остановки. Очень подробно прописано оформление проездных документов, которые должны выдаваться как на маршрутные транспортные средства, так и на легковое такси (форма, реквизиты). Это тоже достаточно важно, раньше такого не было.

По словам Юрия Алексеевича, в правилах также указан и порядок проверки перевозчиков (в т. ч. и легковых такси). Теперь это относится к полномочиям должностных лиц федеральных органов исполнительной власти — налоговой службы, управления государственного автодорожного надзора, ГИБДД.

Нужда за деньги

Примечателен один из пунктов, который гласит: «Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания, комнатой матери и ребенка, туалетами, размещенными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала». Однако во многих автовокзалах Приамурья это правило не действует.

Например, в благовещенском автовокзале женщинам с детьми разрешат отдохнуть в отдельном помещении, но воспользоваться туалетом позволят уже за отдельную плату. Такая же картина наблюдается и в Белогорске (втором по численности городе Приамурья). Здесь, как сообщает наша коллега Анастасия Чернявская, комнаты матери и ребенка нет, зато готовы предложить пассажирам массу других услуг, начиная от парикмахерских, гостиничных, общепита и заканчивая ремонтом часов, продажей сантехники и даже лекарственных препаратов для животных.

Кстати, год назад белогорский автовокзал стал частным, а до этого считался муниципальным унитарным предприятием. Его руководство находится в Благовещенске, а перевозкой пассажиров занимаются около десяти предпринимателей. У каждого из них свои маршруты, свое утвержденное расписание и направление следования. В основном по селам ближайших районов.

Маршрутки не для льготников

Признав маршрутные такси транспортом общественного пользования, закон, по сути, «обнажил» «микрики» перед льготниками, которые имеют право на бесплатный проезд. Но будут ли льготы действовать в маршрутках?

— Если назреет необходимость, то правительство области заключит договоры с частными перевозчиками о перевозке льготных категорий граждан, — говорит первый заместитель министра социальной защиты населения области Александр Гальцев. — Как это делается в случае с муниципальным транспортом, которому правительство области компенсирует затраты. Но поскольку правила только вчера вступили в силу, об этом говорить еще рано.

Кстати, на компенсацию издержек муниципальных предприятий в отношении перевозки всех категорий льготников Приамурья в 2009 году запланировано порядка 112 миллионов рублей. Из них приблизительно 77 миллионов будут выплачены двум благовещенским МП — автоколонне-1275 и троллейбусному управлению.

Только цифры

Перевозка пассажиров в Приамурье осуществляется на 542 маршрутах. В 2008 году было перевезено 62 миллиона 856 тысяч человек. Этим занимались 782 перевозчика на 2038 автобусах. Из них 28 средних и крупных предприятий, в том числе: 9 — в муниципальной собственности и 19 — в частной. Всего в области насчитывалось 566 индивидуальных предпринимателей, которые работали на 1207 автобусах. Благовещенск сегодня обслуживает порядка 450 маршруток.

Возрастная категория материалов: 18+