Лев Безруков. Лев Безруков.

Этот многосторонний творческий человек недавно отметил 84-й день рождения. Есть в его биографии еще одна страница, которая, несомненно, заинтересует любителей истории второй мировой войны. Будучи моряком-тихоокеанцем, Лев Алексеевич участвовал в сопровождении грузов из США в воюющий Советский Союз.

В истории Великой Отечественной о заслугах моряков- тихоокеанцев вспоминают нечасто. Традиционно большая часть славы отдается тем, кто бил немцев на суше. Действительно — здесь, на Дальнем Востоке, не было столь грандиозных сражений, сравнимых с Курской дугой или Сталинградской битвой. Но каждый выход в море сопровождался неимоверным напряжением. Японцы до самого своего поражения в 1945-м не отказывались от планов оккупации Востока России. По мнению многих историков, сдерживало их только присутствие флота. Кроме того, Владивосток долгое время был ключевой базой разгрузки американских пароходов типа «Либерти».

— Нашей главной задачей была охрана бухт тихоокеанского побережья, но дважды выпадало встречать конвои союзников, — вспоминает комендор (артиллерист) «морского охотника» Лев Безруков. — Американцы везли продовольствие, грузовики «Студебеккеры», «Доджи», легкие тягачи «Виллисы», танкеры транспортировали топливо. Мы понимали, что все это очень нужно фронту и японцы не дремлют, поэтому каждый подобный выход считался одновременно и почетным, и рискованным. Боеприпасы открыты, орудия в готовности, расчеты дежурили у стволов. Два акустика посменно сканировали пространство, доклады обстановки поступали через каждые 15 минут.

Все понимали: такая работа — дело государственной важности. В напряжении весь флот находился — удара ждали в любую минуту. В соседнем соединении нервы сдали, и они глубинными бомбами старую затопленную баржу разнесли в пух и прах. Думали — вражеская подлодка. До такой перестраховки дело доходило.

Благовещенский призывник Лев Безруков попал на Тихоокеанский флот в 1943 году. Тогда ему еще не исполнилось восемнадцати лет. Сначала школа оружия на острове Русском, потом служба на морском катере-охотнике за подводными лодками. На вооружении две 45-миллиметровые пушки и столько же крупнокалиберных пулеметов. Для борьбы с субмаринами в постоянной готовности находилось 8 больших и 24 малых глубинных бомбы. По тем временам такой морской охотник выглядел угрожающе. И это несмотря на «специфичность» материала корпуса.

— Полностью из дерева сделан, — ничуть не смущаясь, продолжает рассказывать ветеран. — При этом за семь лет службы я ни разу не видел Тихий океан действительно тихим. Обязательно морское волнение присутствовало. Вот и представь — выходишь в море, а палуба вся скрипит, «поет», кажется, вот-вот развалится. При шторме в 4 балла прятались в любой бухте. Однако выбирать не приходилось — времена не те были. Зато иностранцы своим отношением к службе и обстановке удивляли неоднократно. Бывает, идет разгрузка в порту, наступает полдень — он без предупреждения поднимает кран пароходный и не опустит до тех пор, пока не доест. Мы же при этом даже чай не всегда видели.

По воспоминаниям Льва Алексеевича, как правило, сопровождение конвоев происходило ночью. Выдвигались в назначенный квадрат, там встречали пароходы. В составе сопровождения, помимо «морского охотника», обязательно присутствовала подводная лодка типа «щука» и пара сторожевых кораблей.

По-настоящему бомбить подводные лодки комендору, а позже боцману Безрукову так и не пришлось, но это не значит, что их не было. Режим секретности не позволял распространять даже среди экипажей сведения акустической разведки. Рядом базировались знаменитые крейсеры «Калинин» и «Каганович», а также лидер «Тбилиси». На их фоне МО-4 казался крохой. Однако люди, видевшие «морских охотников» в деле, выказывали другое мнение. По окончании войны такие катера заслуженно назывались «лидерами малой морской войны». Один из отрядов кораблей прозвали дивизионом плохой погоды. Их названия «Бурун», «Молния», «Гром» и т.д.

— Слабые не выдерживали, — отмечает кавалер ордена Отечественной войны Лев Безруков. — В море помощи ждать неоткуда, поэтому вся надежда только на команду. Всех слабохарактерных, кто может подвести в трудную минуту, моряки сами выживали с кораблей на берег. При этом дисциплина была железная. Многие ребята были призваны еще в 1936 — 1937 годах, с густыми боцманскими усами — настоящие морские волки. Нам было с кого пример брать и у кого учиться. Кстати, после войны с Японией обстановка разрядилась не сразу — в полной боевой готовности находились до 1946 года.

Историческая справка

Тихоокеанский флот к началу Великой Отечественной войны в своем составе имел две бригады надводных кораблей, три бригады подводных лодок, бригаду торпедных катеров, 11 отдельных дивизионов кораблей и катеров, соединения и части бомбардировочной, истребительной и других родов морской авиации, силы и средства береговой обороны, службы связи, тыла и других частей. Всего 750 самолетов, 38 надводных кораблей, 85 подводных лодок, 152 катера, 1401 орудие береговой артиллерии. В годы войны Тихоокеанский флот находился в постоянной готовности к отражению возможной агрессии Японии.

К началу советско-японской войны (август 1945 г.) Тихоокеанский флот включал два крейсера, лидер, 12 эсминцев и миноносцев, 78 подводных лодок, 17 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 70 тральщиков, 52 катера-охотника за подводными лодками, 150 торпедных катеров и более 1500 самолетов. Во время Маньчжурской операции авиация флота наносила удары по военно-морским базам, аэродромам и другим военным объектам противника в Северной Корее. Тихо-океанский флот осуществлял постановку минных заграждений на подходах к Владивостоку, Петропавловску-Камчатскому, Находке, бухтам Владимира и Ольги, в Татарском проливе и Сахалинском заливе (выставлено около 2000 мин), нарушал морские перевозки противника, наносил удары по его военным объектам и транспортам в базах и портах Северной Кореи, содействовал войскам 1-го Дальневосточного фронта. Флот высадил 8 оперативных и 5 тактических морских десантов. Силы Тихо-океанского флота во взаимодействии с войсками 2-го Дальневосточного фронта участвовали в Южно-Сахалинской и Курильской десантной операциях. Авиация флота высаживала воздушные десанты в Порт-Артуре и Дальнем, совместно с кораблями обеспечивала защиту морских сообщений.

Возрастная категория материалов: 18+