Каждое утро и вечер ровно в половине девятого в любую погоду, независимо от уровня инфляции и политической ситуации в мире, с горки, расположенной к северо-западу от центра Благовещенска, в небо взмывает большой воздушный шар. К нему привязан длинный шнурок, на конце которого крепится маленькая белая коробочка с электронной начинкой. В течение примерно полутора часов метеорологический зонд будет посылать данные о температуре, влажности и скорости ветра, а затем лопнет на высоте около тридцати километров. Это первый шаг метеорологов на пути предсказания погоды.

— Прогноз — это конечный результат работы большой системы, огромного количества людей, — рассказывает главный синоптик амурского Гидрометцентра Елена Печкина. — В Амурской области на его составление работает почти пятьсот человек: сотрудники двух аэрологических и 34 метеорологических станций, а также 66 гидрологических постов.

Благовещенской аэрологической станции амурского Гидрометцентра в этом году исполняется семьдесят лет. Раньше она располагалась неподалеку от второго микрорайона областного центра, а в 1992 году переехала повыше, на улицу Нагорную.

— В нашей области сейчас всего две аэрологические станции — в Благовещенске и Зее. Когда-то работали станции в Экимчане и Сковородине, но пока они временно законсервированы. Всего же станций, подобных нашим, в мире насчитывается около 800, двести из них — в России, — рассказывает аэролог с почти сорокалетним стажем Надежда Улиско.

Данные с зонда передают в Хабаровск, а откуда они уходят в Москву и дальше — в Вашингтон и Токио. Помнится, однажды аэрологи страны бастовали и два дня не передавали данные о погоде. За это Россию серьезно оштрафовали.

— Так что мы даже бастовать не можем нормально, — смеются работники аэрологической станции.

Через полчаса после старта зонд взмыл примерно на семь с половиной километров. Температура воздуха на такой высоте, по словам специалистов, ниже минус пятидесяти градусов.

В это же время на другом конце города, на станции, расположенной на улице Чайковского, дежурный метеоролог выходит обновить данные о погоде: проверить температуру, влажность, скорость ветра, атмосферное давление.

— Каждые три часа на всех метеорологических пос-тах страны эта информация записывается в специальную книгу. Затем она кодируется, в зашифрованном виде передается по каналам связи и затем поступает на стол к синоптикам, — посвятила нас в тайны работы наблюдателей за погодой главный синоптик Амурского метеоагентства Светлана Казачинская.

На стене в кабинете службы гидрометобеспечения висит карта Приамурья. На ней обозначены все структурные подразделения амурского Гидрометцентра. Рядом с картой области лежит подшивка синоптических карт, на которых цветными карандашами отмечены осадки, теплые и холодные атмосферные фронты, расчерчены изотермы и изобары. По ним опытный глаз синоптика может сразу определить, где сегодня господствует циклон, а где находится область антициклона.

— К прогнозам мы относимся серьезно и нашим данным доверяем. Но порой смотришь телевизор, и там такая информация идет, что даже не поймешь, с какого Интернета ее берут? — удивляется дежурный синоптик Марина Карпишина.

Данные аэрографии, синоптические карты и фактические данные о погоде, полученные с метеопостов, — основа основ в деле предсказания погоды. Однако, кроме них, есть еще ряд источников, например прогностические карты, модели которых математически вычисляют компьютеры, а также спутниковые снимки.

— С математическими моделями мы можем и не соглашаться. Бывало такое, что по нашим данным прогноз выходил совершенно другой, нежели тот, который высчитали компьютеры, — признаются амурские синоптики.

Уже к обеду на стол руководителя амурского Гидрометцентра Галины Ситниковой ложится прогноз погоды на завтра. Через пару минут утвержденный, он разлетается по получателям — органам власти, спецслужбам, вышестоящим подразделениям Росгидромета и средствам массовой информации, чтобы подсказать — что принесет нам завтра ветер перемен.

Возрастная категория материалов: 18+