Генпрокуратура РФ предупреждает: похитители предприятий с западной части страны потянулись в глубинку. В текущем году в регионах ожидается всплеск рейдерских захватов. Насколько актуальна проблема рейдерства для Приамурья, выясняла «АП».

Неестественный отбор

На одном из благовещенских предприятий произошло ЧП — директор, вернувшись из больницы после длительного лечения, не смог не только попасть в свой кабинет, но и пройти на территорию организации — путь преградили непонятно откуда взявшиеся охранники. Оказалось, что пока руководитель поправлял здоровье, в его родном акционерном обществе сменилась власть. Один из акционеров фирмы и по совместительству ее бухгалтер, подделав документы, стал здесь единственным хозяином и директором.

Желая восстановить свои законные права, одураченный начальник обратился в милицию. Было возбуждено уголовное дело, и вскоре все заговорили о первом официально признанном правоохранительными органами случае рейдерства в Приамурье.

Дело расследовали в следственном управлении при УВД Амурской области, и, казалось, доказательств того, что это был именно захват предприятия, достаточно. Однако прецедент не состоялся: в суде обвиняемому вынесли оправдательный приговор. Некогда громкое дело по сей день пересматривают в различных судебных инстанциях.

Этот случай произошел более трех лет назад. С тех пор понятие «рейдерство» в протоколах амурского следствия больше не фигурировало.

— На данный момент никаких материалов по преступлениям, которые можно было бы отнести к рейдерству, у нас нет, — отмечает начальник следственной части следственного управления при УВД Амурской области Юрий Левченко. — Наверное, это говорит о том, что пока столь распространенное на западе преступление наш регион обходит стороной.

В кодексах не значится

Между тем, несмотря на отсутствие громких уголовных дел, следователи не советуют предпринимателям расслабляться. Преступления против чужой собственности в области совершаются, и тому, что их не спешат называть словом «рейдерство», есть свои причины.

— Само по себе понятие «рейдерство» скорее научное, — поясняет старший помощник руководителя следственного управления СК при прокуратуре РФ по Амурской области Алексей Лубинский. — Во всяком случае законодательство, в том числе и уголовное, четкого определения термину «рейдерство» не дает. Суть этого явления в том, чтобы отобрать у собственника или группы собственников имущество: предприятие, недвижимость, землю. Существует более 10 составов преступлений, которые либо в совокупности, либо отдельно могут быть характерны для рейдерства. Среди них мошенничество, фальсификация документов, злоупотребление полномочиями, присвоение или растрата, преднамеренное банкротство, самоуправство, разбой. Обычно в своих схемах рейдеры совершают действия, подпадающие под несколько статей Уголовного кодекса Российской Федерации.

Специалисты утверждают, что спорные случаи при расследовании экономических преступлений в области бывали не раз: вроде бы признаки рейдерства налицо, но доказать умысел подозреваемого крайне сложно. В таких ситуациях обвинять человека можно в чем угодно, но в суде дело почти наверняка будет обречено на провал.

Бывшему сотруднику УВД Геннадию Петрову (имя и фамилия изменены — прим. ред.) не раз приходилось иметь дело с такими «пограничными» случаями.

— В 2004 году в областном центре произошла явная попытка рейдерства, — рассказывает Геннадий Алексеевич. — Тогда одно из предприятий, расположенное в самом центре города, пыталась захватить весьма уважаемая строительная фирма. Схема захвата была проста. Директор предприятия заключил договор на поставку некоего товара с компанией из другого региона. Товар поставлен не был, соответственно и оплата не была произведена. Однако через некоторое время в кабинете директора предприятия вдруг появился руководитель строительной фирмы и заявил, что он документально докажет, что товар поступил. Строитель сообщил, что выкупил у несостоявшегося поставщика право требования долга, и пытался обязать предприятие возместить ему несуществующий убыток. Директор платить отказался. Тогда строитель подготовил иск в суд о признании своего «должника» банкротом. Спасло предприятие тогда лишь то, что в дело вмешался учредитель, который обратился в милицию с просьбой проверить законность действий участников несостоявшейся сделки. Не желая быть вовлеченным в тяжбы, захватчик отступил.

Слово «рейдерство» было на слуху у амурчан еще несколько раз. Так, около двух лет назад в области ходили упорные слухи о рейдерском захвате прииска «Дамбуки», а также ОАО «Бурея-Кран». Но «до суда и следствия» дело не дошло. В милиции не отрицают, что попытки захвата амурских предприятий имели место, хотя и ворошат рейдерское прошлое весьма неохотно.

— Действительно, около двух лет назад в области появились люди с запада. Они пытались перекупить контрольные пакеты акций на двух предприятиях, — подтвердили нам в УБЭП УВД Амурской области, — однако акционеры забили тревогу и вовремя обратились к нам. Как только рейдеры узнали, что ими заинтересовались правоохранительные органы, сразу уехали.

«Серые» завоеватели

Все амурские предприятия злоумышленники пытались захватить «мирным» путем, без применения физической силы. По словам специалистов, это примеры так называемого «серого» рейдерства. На сегодняшний день это самый модный вид подобных преступлений.

— Зачастую в понимании человека слово «рейдерство» означает вооруженный штурм, захват имущества предприятий людьми в камуфляжах с автоматами, — отмечает Алексей Лубинский. — Такое рейдерство принято называть «черным». Оно было популярным в начале 90-х, но на сегодняшний день себя практически изжило. Сейчас процветают более «цивилизованные» схемы, такие, как «серое» рейдерство, которое подразумевает захват собственности при помощи фальсификации документов, подкупа должностных лиц и поиска нужных «лазеек» в законе. По прогнозам генпрокуратуры России, во время кризиса в регионах возможен всплеск именно «серого» рейдерства.

Амурским владельцам земли, предприятий и просто недвижимости работники правоохранительных и следственных органов рекомендуют уже сегодня быть готовыми к возможным посягательствам на свою собственность. При этом покупать пистолет и усиливать охрану необязательно. Собственность помогут защитить крепкие юридические знания.

— Практика показывает, что большинство «серых» рейдеров — очень грамотные, высокообразованные люди, — подчеркивает Алексей Сергеевич. — Они, как правило, обладают серьезными познаниями в уголовном законодательстве, мастерски ориентируются в вопросах юриспруденции и экономики. К сожалению, немногие предприятия могут похвастаться наличием специалистов такого же высокого уровня.

Сэкономить на содержании в штате квалифицированных юристов и бухгалтеров во время кризиса было бы весьма недальновидным шагом руководителей, считают эксперты. Тем более что экономические сложности — это как раз то, чем рейдеры могут воспользоваться в первую очередь. Злоумышленники могут не только подделать ключевые для предприятия документы, но и «поработать» с акционерами и коллективом. Например, при реализации одной из основных схем «серого» рейдерства — скупке контрольного пакета акций, захватчики могут распространить слух о бедственном положении на предприятии и его предстоящем банкротстве. Если акционеры окажутся легковерными, то сами принесут рейдерам на продажу заветные бумаги.

Впрочем, пока в отношении действий потенциальных рейдеров амурчане проявляют бдительность. Сигналы о том, что кто-то пытается навредить работе того или иного предприятия, периодически поступают в милицию и органы прокуратуры. Правда, факты преступлений не подтверждаются. Но это не главное, говорят следователи. Рейдерство, как и любое другое преступление, лучше предупредить, чем потом пытаться искать виновных.

Одна из последних проверок на предмет рейдерства по сигналу сотрудников предприятия проводилась следственным управлением СК в марте в опытно-производственном хозяйстве всероссийского научно-исследовательского института сои Россельхозакадемии, расположенном в селе Садовом Тамбовского района. Работники хозяйства написали открытое письмо Президенту России, в котором обвиняли руководителя хозяйства и нескольких должностных лиц в попытке преднамеренного банкротства предприятия. Была проведена необходимая проверка, однако уголовное дело возбуждено не было ввиду отсутствия состава преступления.

Рейд на квартиру

Во время кризиса рейдеры могут позариться не только на предприятия и крупные земельные участки, предупреждают эксперты. Случаи, когда, воспользовавшись пробелами в законодательстве или юридической безграмотностью человека, преступники присваивают его квартиру, дачу или автомобиль, тоже можно назвать рейдерским захватом. Вариантов того, как «безболезненно» завладеть чужой собственностью, сегодня существует масса.

Одна из самых распространенных схем рейдерства на рынке недвижимости — присвоение доли в квартире после смерти одного из ее собственников. Родственники покойного владельца, проживавшие с ним в одном помещении, обычно не торопятся оформлять свое право на наследство, полагая, что жилье — это и так их безоговорочная собственность. Такой юридической беспечностью пользуются злоумышленники и законными и незаконными путями оформляют «освободившуюся» долю на себя. Иногда это делается настолько мастерски, что законным наследникам не удается вернуть свое даже через суд.

Обезопасить себя от такого «бытового» рейдерства могут только те, у кого с документами на имущество все в порядке. Работники следственных органов рекомендуют каждому амурчанину в ближайшее время проверить, насколько правильно оформлены документы на недвижимость, а при совершении новых сделок купли-продажи утроить свою бдительность.

Возрастная категория материалов: 18+