Какие меры нужны, чтобы молодежь не пополняла ряды безработных? Об этом на днях состоялся разговор на дискуссионной площадке «Единой России» «Центр социально-консервативной политики — Приамурье».

В перестроечные годы система НПО была закрытой и саморегулируемой, училища сами себе формировали заказ, и их руководство мало волновало, куда потом шел выпускник. Сегодня такая ситуация никого не устраивает. Чтобы грамотно сформировать госзаказ и организовать совместную работу по подготовке специалистов, по укреплению материальной и производственной базы, министерством образования и науки области были подписаны 5 соглашений с областными министерствами, курирующими работодателей, определены 5 базовых училищ. Подписаны соглашения и с работодателями — с «Амурским углем», управлением лесного хозяйства и Забайкальской железной дорогой.

— Теперь работодатели диктуют, кого нам готовить, какого уровня специалисты нужны, и самое приятное — что работодатели будут участвовать в софинансировании расходов на укрепление материальной базы училищ, — говорит министр минобрнауки области Сергей Степанов.

Сеть НПО ждет серьезная реорганизация. Ни структура, ни штатное расписание здесь не пересматривались с 1970-х годов. Часть училищ будет объединена, часть закрыта, часть реорганизована. Одно училище в Зее передадут в негосударственный сектор — Покровскому руднику.

Количество набора при этом, заверил глава минобрнауки, не уменьшится, в этом году прогнозируется даже увеличение. Финансирование отрасли не сократится. Но придется более эффективно расходовать эти средства, чтобы в первую очередь укрепить учебную и производственную базу.

Слабая материальная база — одна из главных проблем системы НПО. По техническому оснащению училища заметно отстали от школ, которым помог нацпроект.

Министр внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области Александр Решетников не уставал удивляться допотопности материальной базы училищ, которые он посещал, сопровождая губернатора в поездках по Приамурью.

— Впечатление удручающее, — признался он. — Училище N 6 мы определили базовым по подготовке продавцов, поваров, кондитеров. Оно одно из лучших, но и там базе столовой 20 лет, в ресторанах и кафе уже давно другое оборудование. Выпускник училища соответствует нормам образовательного стандарта, по бумагам он — повар 4-го разряда, но когда он придет на работу, ему доверят только чистить картошку. Потому что новое оборудование он там увидит впервые.

Выход министр видит в более тесном сотрудничестве бизнеса и системы НПО. Бизнес напрямую вкладывает деньги в материальную базу училища и взамен получает лучших выпускников.

У работодателя тоже масса претензий к тому, как учат будущих специалистов.

Часто бывает так, что выпускники школ учатся дальше ради учебы, а не ради получения профессии. Проблема в том, что окончившие ПУ и ссузы получают дипломы, но плохо представляют, чем им придется заниматься по месту работы.

— Мы готовы принять студентов, — говорит директор агрофирмы «АНК» Тамара Муленкова. — Так ведь они ячмень от пшеницы отличить не могут. Да, у нас недоверие к практикантам, потому что мы закупаем дорогостоящую технику и дать ее практиканту — страшно. Если бы он был на ней уже обучен — другое дело. Потребность в квалифицированных выпускниках у нас очень высока. Но даже на практику к нам приходят единицы, а остаются работать — и того меньше. Жизнь ушла вперед, а специалистов все еще готовят по старинке.

Сами директора училищ назвали ряд проблем, которые нужно решить на федеральном уровне. Николай Тарасенко, директор ПУ N 21 в Константиновке, предложил приравнять аграрные училища к сельхозтоваропроизводителям. «У нас есть учебное хозяйство, мы производим сельхозпродукцию, но при этом нам ничего не полагается — ни льготных кредитов, ничего другого, что имеют фермеры. А налоги на землю и технику мы платим наравне со всеми».

— Мы теряем специалистов из-за призыва в армию, — считает директор ПУ N 4 Александр Поддубный. — У нас 20 выпускников, на них 75 заявок от предприятий речного транспорта. А эти 20 выпустились — и сразу идут Родине служить. Надо, чтобы молодой специалист 1—2 года отработал на предприятии после училища, закрепился и, уходя в армию, знал, что у него есть рабочее место, где его ждут. При трудоустройстве им нужна отсрочка от армии для адаптации на предприятии.

Возрастная категория материалов: 18+