Уровень оплаты за тепло в Прогрессе вырос до 95 процентов.Уровень оплаты за тепло в Прогрессе вырос до 95 процентов.

В течение нескольких лет прием коммунальных платежей от жителей осуществляло МУП «Коммунальщик». Сказать, что энергоснабжающее предприятие нерегулярно получало положенные деньги от перепродавца тепловой энергии, значит, ничего не сказать. Например, долг «Коммунальщика» перед энергетиками за 2006 год составил 49 миллионов рублей, а к апрелю 2007 года он недоплатил «Амурской генерации» более 70 миллионов.

В разное время приемом платежей от населения за тепло и горячую воду занимались ЖКХ  Прогресса, МУП «Заказчик» и МУП «Коммунальщик». Все эти организации были признаны банкротами. Из-за неплатежей коммунальных предприятий Прогресса, а также для того, чтобы избежать критической ситуации с теплообеспечением поселка в зимний период, в июне 2007 года в «Амурской генерации» приняли решение отказаться от услуг перепродавца.

— У нас с первых дней была создана группа по работе с населением и разработан план мероприятий по недопущению роста дебиторской задолженности, — рассказывает начальник участка теплосбыта Райчихинской ГРЭС Галина Сосновская. — Совместно со службой судебных приставов мы проводим рейды по должникам, развешиваем на дверях подъездов информацию о них. Словом, всячески пытаемся донести до людей то, что лучше прийти и оплатить, чем наращивать снежный ком долгов. Вообще сначала мы выписываем претензию с просьбой рассчитаться за тепло, если человек не реагирует, то отправляем предупреждение, что будем обращаться в суд. Если и после этого оплаты нет, то оформляем иск. После суда мы отправляем документы в службу судебных приставов, которая, помимо долга, берет и процент с его общей суммы. И мы пытаемся объяснить людям, что они все равно заплатят, но значительно больше.

Помимо судебных исков, в арсенале энергетиков есть и другие способы воздействия на должников. Например, если потребитель по объективным причинам не может заплатить сейчас, то ему предлагают написать гарантийное письмо, что в определенный месяц, когда у него появятся деньги, он оплатит долг. Если же задолженность уже есть, то можно подписать соглашение о том, что он обязуется оплачивать текущее потребление и часть долга равными долями в течение года. Кстати, мировое соглашение дает потребителю возможность продолжать получать субсидию на оплату тепловой энергии.

Население Прогресса стало более активно использовать такую возможность, чтобы избавиться от долгов. Если в 2008 году мировых соглашений и гарантийных обязательств было подписано 243, то с начала этого года уже 85. Причем если в прошлом году из них порядка 30 процентов было расторгнуто, потому что человек не выполнял обязательств, то в этом — ни одного расторжения. Составляют и списки должников, которые ни разу не оплачивали тепло. Если на начало 2008 года в них было 354 человека, то в этом году список сократился до 105. Благодаря выполнению комплекса всех этих мероприятий в 2008 году «Амурской генерации» удалось довести уровень оплаты тепловой энергии населением поселка Прогресс до 95 процентов. Для сравнения: предприятие-перепродавец, которое ранее занималось сбором платежей, в год оплачивало не более 50 процентов от предъявляемой суммы.

— Люди стараются платить, а мы идем на всевозможные уступки, — отмечает Галина Сосновская. — Раньше прогрессовцы считали, что могут заплатить, а могут и не заплатить, но мы преодолели это отношение к коммунальным платежам как к не совсем обязательным. В этом году мы надеемся удержать планку. Очень важно и то, что с переходом на прямые расчеты с населением отопительный сезон в Прогрессе начинается и заканчивается вовремя и проходит без срывов.

С 23 марта в Прогрессе проходит акция филиала «Амурская генерация» — «Должник». Ее цель — напомнить неплательщикам о существующем долге за тепловую энергию, а также разъяснить абонентам о необходимости своевременной оплаты. Акция пройдет в несколько этапов и охватит всех неплательщиков за тепло и горячую воду. На дверях квартир абонентов-неплательщиков расклеены уже традиционные карточки с надписью «Вы — должник за тепловую энергию, просим оплатить долг». Кроме этого, с каждым должником проводится ликбез потребителя. Инспектора участка теплосбыта Райчихинской ГРЭС объясняют абоненту, на какие цели расходуются средства, поступающие от платежей, рассказывают о юридической ответственности того, кто привык получать тепло и горячую воду за чужой счет. Абонентам, потерявшим работу в результате кризиса или несвоевременно получающим заработную плату, предложено заключить мировое соглашение о погашении долга или подписать гарантийное письмо.

— Главное в проведении этой акции — качество. Мы не просто должны напомнить всем неплательщикам о долге, но достучаться до них, разъяснить всю опасность халатного отношения к выполнению своих потребительских обязательств, — подчеркивает Галина Сосновская. — Для того чтобы лично поговорить с каждым абонентом-должником, было решено разбить акцию на этапы и в ходе каждого отрабатывать отдельные районы поселка.

Возрастная категория материалов: 18+