Маска или респиратор — лучшая защита от токсичной краски.
Маска или респиратор — лучшая защита от токсичной краски.

В продуваемом всеми ветрами долгострое на перекрестке Зейской — Калинина в десять утра собралось чуть больше 20 человек. Большая часть — зрители и поклонницы лакокрасочных дел мастеров.

Уже поднявшись на крышу несостоявшегося корпуса АмурКНИИ, чувствуешь себя героем. Нет перил, видно все, что творится внизу, к тому же сильный ветер сбивает с пути. Опытные болельщики захватили с собой шапки: внизу давно весна, а на крыше от ветра трещит в ушах. Зато какие виды открываются: выше нас только храм да китайские высотки.

Большого ажиотажа мероприятие не получило, так как было неофициальным. Потому и райтеров было немного: двое «бомбили» стену на третьем этаже, двое валиками с двухметровыми рукоятками украшали крышу, еще один там же нашел безветренное место, где спокойно шипел баллончиками с краской. Зрители завороженно следили за руками художников и молча фотографировали.

17-летний Алексей Ханчиндэн расписывает серые стены уже два года. До этого занимался традиционным рисованием. Однажды сам себе решил доказать, что сможет освоить новую технику, чем сейчас активно занимается. По словам молодого художника, на один достойный рисунок уходит до десяти баллончиков краски, один в среднем стоит 90 рублей. За двухлетнюю практику у райтера было много приключений, в том числе с представителями правоохранительных органов.

— То, чем мы занимаемся согласно закону, — вандализм, — говорит Алексей. — И никакие доводы о том, что мы украшаем унылую действительность, не действуют. Выходить к властям с предложениями о сотрудничестве, думаю, бесполезно: мы же не березки рисуем.

Полотна у современных маляров выходят действительно неожиданные. Знаменитое «Утро в сосновом лесу» — не про них. Абстрактные картинки, в которых угадывается какое-нибудь слово, а то и фраза. Зачастую это прозвище райтера-автора. Несмотря на нестандартные художественные решения, рисунки граффитчиков все же украшают городские джунгли, нежели уродуют их. Невозможно испортить цветом бесцветное. Солидарен с подобной политикой и президент Амурской федерации экстремального спорта Александр Баля, который пришел поддержать ребят.

— Посовещавшись с граффитчиками, мы решили, что официальный день открытия сезона сделаем 1 мая, — рассказал он «АП». — Во всемирный день граффити, к которому мы присоединимся уже в третий раз. Кроме росписи стен, там будут различные конкурсы и призы. А сегодня у нас неформальное открытие, потому что стало тепло, есть все условия для рисования и нужно это как-то отметить. Наша организация всячески поддерживает движение граффити. Все райтеры города свободно общаются на нашем форуме, где мы поддерживаем любую их инициативу.

Баллончики с краской не единственный инструмент художников городских джунглей. Двое ребят орудовали валиками с огромными черенками: их от холста отделяла пропасть шириной в лестничный пролет. Большими витиеватыми буквами через пару часов стараний они написали слово «косма» вместо задуманного «космос». Не хватило места для одной буквы, вот и выкрутились. В перерывах между подвигами на высоте все грелись чаем из термоса.

Уже к обеду и без того немногочисленная толпа стала таять, большинство райтеров закончили работу над своими рисунками. Никаких подведений итогов и призов — просто вместе позанимались любимым делом. Однако до приезда милиции уйти с крыши успели не все. Стражи порядка, пропустив самое интересное, поймали самых маленьких зрителей. Матерые незаметно ретировались — им скрываться не впервой.

Возрастная категория материалов: 18+