Этажи — рубцом на сердце

Летом 2007-го обслуживающая компания МП «Жилсервис» остановила лифты в этой многоэтажке первый раз — для обследования. Жильцы страдали недолго — срок эксплуатации тогда продлили еще на год. А прошлым летом вертикальное сообщение замерло окончательно. Ростехнадзор вынес вердикт: лифты надо однозначно менять — они изношены до такой степени, что не подлежат даже капитальному ремонту.

С тех пор минул почти год. Люди все это время периодически обивают пороги разных инстанций и властных кабинетов, но лифты как не работали, так и не работают. Жильцы вынуждены подниматься вверх пешком, ежедневно таская на себе, как мулы, тяжелую ношу — маленьких детей, полные сумки… Пока дойдешь до нужного этажа, семь потов сойдет. И дойти может далеко не каждый.

Для тех, кто имеет сердечно-сосудистые заболевания, для пенсионеров и ветеранов, исчерпавших за тяжелую жизнь свой ресурс, каждая очередная ступенька вверх словно удар судьбоносного колокола: «Хватит ли на этот раз сил добраться домой? Хоть бы сердце не остановилось!»

И остановилось... В один из дней, покорив «лестничную вершину», еле дополз до двери своей 122-й квартиры участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы Василий Карташев. С тяжелой одышкой Василий Илларионович открыл дверь и…упал, так и не добравшись до кровати.

— Сердце не выдержало. Так на полу и умер, — рассказывая это, соседка по подъезду даже заплакала. — Человек прошел войну, кровь проливал, защищая нашу страну от фашизма, а умер от равнодушия чиновников.

В доме по улице Студенческой, 25 проживают 53 инвалида, ветерана труда и участника Великой Отечественной войны. Все они живут выше третьего этажа и не могут обойтись без лифта.

Лета ждут со страхом

— Только в нашем, третьем подъезде живут три участника и четыре ветерана Великой Отечественной войны, одна блокадница Ленинграда, несколько инвалидов по болезни, — рассказала Светлана Казак. — Людям в таком состоянии и на второй этаж подняться сложно, не говоря уже о шестом или девятом! Уже не раз были случаи, когда после очередного восхождения у кого-то случался сердечный приступ. Подали заявление в суд, а нам сказали: вы сначала докажите, что вам именно от этого стало плохо. А как можно доказать? Ведь врача при тебе, когда ты поднимаешься на восьмой этаж, нет!

Муж Светланы Андреевны ветеран войны, ветеран военной службы, участник пяти парадов Победы, в том числе первого Парада победы на Красной площади в Москве. С июня прошлого года Владимир Иванович Федоренко, инвалид первой группы, не может выйти на улицу — трудно спуститься, не говоря уже о том, чтобы подняться на седьмой этаж.

— Сама я тоже инвалид второй группы третьей степени по сердечному заболеванию, — расплакалась Светлана Андреевна. — Как сходить за продуктами, в ту же аптеку, просто выйти на улицу свежим воздухом подышать?!

Дом панельный. Летом в квартирах, особенно на верхних этажах, такая жара, что выносить невозможно. У пенсионеров нет денег на дорогостоящие кондиционеры.

— Единственное спасение, — говорит Нина Дроздова, — выйти на улицу, посидеть в затененной беседке на ветерке. И этой возможности нас лишили.

— Прошлое лето кое-как пережил, а это, наверное, уже не вынесу, — вздохнул ее муж-инвалид, участник войны.

Квартира Дроздовых на шестом этаже. Еще выше, на восьмом и девятом этажах, живут старики, кому за семьдесят лет. Всю зиму они практически не выходили на улицу. Жили надеждой, что к 1 мая лифты заработают. Им обещали.

И они верили. А сегодня с тоской смотрят на корреспондентов газеты: «Неужели и вы не поможете нам найти правду?» И мы попытались.

Контракт есть. Понимания нет

Как мы выяснили, в октябре 2008 года был объявлен муниципальный конкурс на участие в производстве работ по замене лифтов в этом доме. Его выиграло ООО «Лифтмонтажсервис плюс». 18 декабря был подписан муниципальный контракт N 153, где определены цена, порядок расчетов и сроки исполнения. Копия этого документа имеется в редакции «АП».

6 миллионов 627 тысяч — такова цена настоящего контракта, установленная на основании результатов конкурса. В указанную цену включены все расходы, связанные с исполнением обязательств, то есть стоимость лифтов, их перевозка, хранение и установка. Муниципалитет оплачивает фирме-исполнителю полностью стоимость всех работ.

Оплата производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет исполнителя поэтапно в срок до 30 декабря 2009 года, с учетом предоплаты в размере 30 процентов от стоимости контракта. Срок исполнения работ — до 1 мая 2009 года.

— Как видите, сроки выполнения в зависимости от получения денег здесь не ставятся, — акцентировала внимание старшая дома, юрист по образованию Елена Севостьянова. — В любом случае компания-исполнитель обязана была приступить к выполнению работ еще 18 декабря. Они должны были заказать лифты на завод, оплатить их стоимость за свой счет, к 1 мая сдать их в эксплуатацию, а 30 декабря получить оставшиеся деньги.

Честно говоря, условия контракта драконовские. Но руководство ООО «Лифтмонтажсервис плюс» с ними согласилось, подписало контракт. И что имеем на сегодняшний день?

— Управление ЖКХ перевело предоплату на счет компании еще в феврале. На прошлой неделе звоню генеральному директору, оказывается, деньги на завод до сих пор не перечислены. Спрашиваю: почему? Алексей Сварцевич ответил: «Мы ждем, когда вы нам заплатите пять процентов». А это более 330 тысяч рублей, — говорит старшая дома.

Уточним, в муниципальном контракте фигурируют только две стороны: управление ЖКХ администрации Благовещенска — заказчик, и ООО «Лифтмонтажсервис плюс» — исполнитель. Там черным по белому написано: всю стоимость оплачивает управление ЖКХ. Никакой третьей стороны в виде собственников жилья в этом контракте нет. Тем не менее жильцы дома готовы принять участие в софинансировании. Они требуют одного — юридической четкости.

— Нам непонятно, — возразила Елена Севостьянова, — кому мы должны заплатить эти деньги — фирме-исполнителю либо в муниципалитет вернуть? В какой срок? Наконец, нам должны предоставить смету — почему именно 330 тысяч, а не 220 Сварцевич требует с нашей обслуживающей компании ООО «Аварийно-восстановительная компания»? Мы заплатим нужную сумму, но только когда будет с нами заключен договор.

Где 5, 5 миллиона?

Однако, независимо от этих самых спорных 5 процентов, сроки исполнения муниципального контракта остаются неизменными. Сегодня ясно: к 1 мая работы не будут выполнены.

— Мы сомневаемся, что лифты в нашем доме вообще появятся? — бьют тревогу жильцы.

И у них есть для этого веские основания. Редакции «АП» предоставили копию официального документа: план капитального ремонта жилищного фонда на 2006 год, подписанный тогда начальником ЖКХ Благовещенска В. Зозулей. Там есть строка: в доме по ул. Студенческой, 25 запланирована смена 5 лифтов в пяти подъездах. На эти цели предусмотрено из бюджета города пять с половиной миллионов рублей.

— Мы обсуждали проблему с депутатами городской Думы. Нам сказали, что якобы бюджетные деньги на лифты выделялись. Куда девались эти пять с половиной миллионов? Почему молчат правоохранительные органы? — вопрошают ветераны Великой Отечественной войны.

Но больше всего им обидно за то, что 9 мая многие из них не смогут преодолеть тяжелый многоступенчатый путь, чтобы принять участие в торжествах по случаю Дня Великой Победы. Возможно, последний раз в своей жизни…

Только цифры

В Благовещенске в настоящее время на обслуживании находится 317 лифтов, 9 из них отработали более 25 лет. 5 лифтов требуют модернизации, 9 — полной замены. Цена вопроса — 14,5 миллиона рублей.

Когда появятся лифты?

Этот вопрос мы адресовали Владимиру Лимбику, исполнительному директору ООО «Лифтмонтажсервис плюс».

— Мы бы уложились в сроки, предусмотренные контрактом, если бы администрация города вовремя перечислила ООО «Лифтмонтажсервис плюс» деньги. Из-за этого затормозился весь процесс, — прокомментировал задержку Владимир Анатольевич. — С точки зрения экономического интереса данный контракт нашей организации, как подрядчику, абсолютно невыгоден. Когда мы принимали участие в конкурсе, ситуация на рынке производителей лифтов была одна. Но кризис сыграл свою роль. Мы потеряли много времени, пока нашли завод, который сможет обеспечить нам хотя бы минимальную экономию.

По словам исполнительного директора, в понедельник закончен первый этап демонтажных работ. В настоящее время идет завершающая стадия переговоров благовещенской компании с заводом-изготовителем.

— Будем закупать лифты в Могилеве — они и нужным параметрам соответствуют, и по цене сможем уложиться в сумму, обозначенную в контракте. Сейчас утрясаем последние нюансы. Часть денег на днях перечислим предоплатой, остальное — в процессе изготовления лифтов. В середине апреля завод приступит к их изготовлению. Через полтора-два месяца эти лифты будут в Благовещенске. На монтаж каждого потребуется примерно месяц. Поэтому реально завершить все работы сможем ближе к осени, — заверил Владимир Лимбик.

Тем временем один из жильцов дома, инвалид, участник Великой Отечественной войны, обратился к прокурору города Благовещенска с просьбой выйти в арбитражный суд с иском в отношении ООО «Лифтмонтажсервис», обязать компанию выполнить контракт в указанные сроки.

Возрастная категория материалов: 18+